Переходный период: меняем учетную политику (Н.И. Лейман, «Бюджетный учет», N 7, июль 2006 г.) | ГАРАНТ

Что такое учетная политика и зачем она нужна

В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.

Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.

В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.

Несоблюдение правил учетной политики  расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

переходный период: меняем учетную политику (н.и. лейман, "бюджетный учет", n 7, июль 2006 г.) | гарант

Переходный период: меняем учетную политику

Бюджетные учреждения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, получили уникальную возможность — изменить свою учетную политику для целей налогообложения. Это произошло благодаря тому, что в 2006 году Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н, сменила другая, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н.

Доходы от собственности 4 0 1 0 1 1 2 0
Доходы от рыночных продаж готовой
продукции, работ, услуг
4 0 1 0 1 1 3 0
Доходы от операций с активами 4 0 1 0 1 1 7 0
Доходы от реализации активов 4 0 1 0 1 1 7 2
Чрезвычайные доходы от операций с
активами
4 0 1 0 1 1 7 3

Прежде чем менять учетную политику для целей налогообложения, необходимо изменить организационно-распорядительные документы, регулирующие работу бухгалтерии вашего учреждения (см. приложение к настоящей статье в блоке «Новые документы в бюджетном учете» на стр. 12).

Учетная политика для целей налогообложения может представлять собой короткий приказ в произвольной форме. До недавнего времени многие указывали в нем всего два пункта:

метод начисления налога на прибыль;

метод начисления НДС.

Однако утвержденная учетная политика работает гораздо эффективнее, если главный бухгалтер разрабатывает ее детально, а не для проформы. Это избавит от долгих часов разъяснений сотрудникам бухгалтерии и инспекторам отдела как камеральных проверок, так и выездных. Рассмотрим пункты «идеальной» учетной политики с точки зрения изменений, которые могут возникнуть в них в связи с вступлением в силу Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее — Инструкция N 25н).

Некоторые «новые» счета бюджетного учета такие же, как в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н (далее — Инструкция N 70н). Однако это не препятствует вам дать тот или иной пункт учетной политики в новой редакции. Ведь фактически вы не редактируете учетную политику, а составляете новую в связи с изменением нормативных актов (Инструкция по бюджетному учету) органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета (Минфин России). В некоторых случаях возможно изменение даже таких основополагающих моментов, как, например, метод определения выручки для расчета налога на прибыль. Делать этого не стоит во избежание недоразумений с налоговым инспектором.

Прежде чем приступать к составлению учетной политики для целей налогообложения, перечитайте еще раз письма этого года, разъясняющие налогообложение бюджетной сферы. Например, при формировании порядка распределения прямых и косвенных расходов сверьтесь с письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 марта 2006 г. N 03-03-04/4/63.

Это письмо — ответ на запрос учреждения здравоохранения, однако его отдельные моменты полезны для бухгалтеров из других сфер бюджетной деятельности.

Порядок учета расходов

В этом разделе также необходимо указать перечень счетов, используемых для отражения расходов, и порядок организации аналитического учета.

Порядок распределения накладных расходов

Если бюджетное учреждение предоставляет платные услуги, то все общехозяйственные расходы, связанные с выполнением управленческих функций, являются накладными расходами, в том числе:

заработная плата административно-управленческого персонала;

расходы по содержанию административного здания.

Накладные расходы должны распределяться одним из выбранных вами способов. Например:

пропорционально зарплате работников, занятых выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг);

пропорционально стоимости израсходованных материалов;

пропорционально всей сумме прямых расходов.

Кроме того, следует учитывать требования пункта 3 статьи 321.1 Налогового кодекса в отношении распределения расходов, финансируемых из двух источников, а именно:

коммунальные услуги;

услуги связи;

транспортные расходы;

расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала.

Напомним, что такие расходы должны распределяться пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Распределение амортизации

Этот пункт отражает порядок распределения сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, приобретенных за счет средств от предпринимательской деятельности, но используемых как во внебюджетной, так в бюджетной деятельности учреждения.

Для того чтобы избежать недоразумений с налоговыми инспекторами, лучше сразу определить показатель, по которому будет распределяться начисленная амортизация. Это могут быть: выручка, стоимость основных средств или иной показатель.

Мероприятия по формированию учетной политики:

1. Выбор одного способа из нескольких, допустимых законодательством или не противоречащих ему (при отсутствии законодательно установленных способов).

Выбранные вами способы должны быть установлены, как минимум, до конца отчетного года.

3. Учетная политика должна быть утверждена соответствующим документом (приказом, распоряжением и т.д.).

4. Если бюджетное учреждение имеет обособленные подразделения (включая выделенные на отдельный баланс), положения учетной политики распространяются и на них.

«Изсменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование учета, разработки учреждением новых способов ведения учета или существенного изменения условий его деятельности»

Метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг

В соответствии с требованиями статьи 249 Налогового кодекса организация с целью определения налогооблагаемой прибыли может выбрать один из методов признания доходов и расходов. К таким методам относятся:

метод начисления;

кассовый метод.

Метод начисления раскрыт в статьях 271 и 272 Налогового кодекса, кассовый метод — в статье 273 Налогового кодекса. В соответствии с требованиями статьи 271 Налогового кодекса при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходы в приведенном случае признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Об этом сказано в статье 272 Налогового кодекса.

В соответствии с требованиями статьи 273 Налогового кодекса организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 миллиона рублей за каждый квартал.

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод). Расходы в этом случае признаются после их фактической оплаты.

После вступления в силу Инструкции N 70н бюджетная сфера перешла на метод начисления не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. С 2006 года, когда метод начисления стал единственно возможным для налога на добавленную стоимость, исключить различия в бюджетном и налоговом учете стало еще легче. Теперь все операции можно признавать в момент возникновения или изменения стоимости активов и обязательств независимо от факта движения денежных средств. Однако такое «удобство» не всегда служит интересам бюджетного учреждения, особенно при расхождении в определении «целевые поступления» в бюджетном и налоговом законодательстве.

Если ваше руководство обнаружило отрицательные последствия сближения бюджетного и налогового учета, можно воспользоваться переходным периодом и изменить метод определения выручки для целей налогообложения. Но прежде чем решиться на это, получите консультацию у заслуживающего доверия специалиста по налоговому консультированию.

Оценка материальных запасов

В соответствии с пунктом 55 Инструкции N 25н списание (отпуск) материальных запасов производиться такими способами:

по средней фактической стоимости;

по фактической стоимости каждой единицы запасов.

При этом в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 254 Налогового кодекса при списании материалов и сырья может применяться один из методов:

метод оценки по стоимости единицы запасов;

метод оценки по средней стоимости;

метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Таким образом, для того чтобы бюджетному учреждению исключить различия в бюджетном и налоговом учете, ФИФО и ЛИФО лучше не использовать.

Обратите внимание!

В Инструкции N 25н отсутствует понятие товара (материальных запасов, приобретаемых для целей перепродажи), а вместе с тем отсутствуют и иные понятия, связанные с отражением операций по товарам, — наценка, реализация товаров, издержки обращения и т.п. Данное положение совершенно обоснованно, и прежде всего потому, что бюджетные учреждения не созданы для целей извлечения дохода — прибыли.

Бюджетные учреждения, у которых есть операции по продаже товаров, могут воспользоваться налоговым учетом в качестве забалансового. Это позволяет обеспечить как учет торговой наценки, так и раздельный учет для целей налогообложения (например, по доходам, облагаемым НДС и не облагаемым).

Перечень прямых расходов

В соответствии с требованиями статьи 318 Налогового кодекса если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то в налоговом учете все затраты на производство готовой продукции подразделяются на прямые и косвенные.

Предлагаем ознакомиться  Как подать на алименты самому на себя

Напомним, что вы самостоятельно определяете в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). К прямым расходам, в частности, могут быть отнесены:

материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса;

расходы на оплату труда работников, непосредственно участвующих в производстве продукции;

суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы оплаты труда;

амортизация, начисленная по основным средствам, используемым при производстве продукции.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Налогового кодекса, произведенных в течение отчетного (налогового) периода. При этом косвенные расходы в полном объеме списываются на расходы текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке в расходы текущего периода включаются внереализационные расходы.

Налоги в бюджетном учреждении

«Если прямые расходы невозможно отнести к конкретному производственному процессу, учреждение в учетной политике самостоятельно определяет механизм распределения»

Обратите внимание!

В настоящее время сотрудники Министерства финансов России против того, чтобы косвенные расходы по предпринимательской деятельности вначале учитывались по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 01 200 «Расходы учреждения», а потом уже распределялись на счет 0 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)». Если вы не открыли дополнительные уровни аналитики к счету 0 106 04 000, то их функцию могут выполнить регистры налогового учета.

Незавершенное производство

В этом пункте учетной политики нужно отразить порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство (НЗП)*(1) и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Статья 319 Налогового кодекса содержит порядок оценки прямых расходов на остатки НЗП, остатки готовой продукции и остатки отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции. Следовательно, необходимо распределять прямые расходы на остатки НЗП, готовой и отгруженной продукции.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

В соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Следовательно, учреждению, оказывающему платные услуги, в учетной политике следует указать, воспользовалось оно правом относить сумму прямых расходов в полном объеме на уменьшение налогооблагаемых доходов или нет.

Также рекомендуется отразить особенности формирования незавершенного производства в порядке формирования остатков на счете 0 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)» (в составе прямых расходов, прямых и накладных, в нормируемых величинах и в фактической стоимости).

Налоговая база по НДС

С 1 января 2006 года налогоплательщики лишены права выбора, так как моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат:

день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Тем не менее этот пункт является обязательным для учетной политики. Для начинающих сотрудников вы можете рас шифровать, что понимать под частичной оплатой в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и передачей имущественных прав.

Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала С.В. Сивец

Н.И. Лейман,

редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Приложения к статье

«Переходный период: меняем учетную политику»

Организационно-распорядительный документ «О реализации единой
государственной учетной политики в
_______________________________________________________________
(наименование учреждения или органа)

Во исполнение Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказа Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н «О порядке утверждения Инструкции по бюджетному учету» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 11 апреля 2006 г., регистрационный номер 7674), ______________________________ (наименование организационно-распорядительного документа) «О реализации единой государственной учетной политики в 2006 году» (1), приказываю (распоряжаюсь):

1. Утвердить Положение о реализации единой государственной учетной политики в ____________________________________ (наименование учреждения или органа) в 2006 году как Приложение N 1 к настоящему _______________ (наименование организационно-распорядительного документа)

2. Установить учетную политику для целей налогообложения в ________________________ (наименование учреждения или органа) на 2006 год как Приложение N 2 к настоящему _______________________ (наименование организационно-распорядительного документа).

3. Довести до всех подразделений и служб ___________________________ (наименование учреждения или органа) соответствующие документы, необходимые для обеспечения реализации учетной политики в учреждении и организации бюджетного учета, документооборота, санкционирования расходов учреждения.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ______ .

Приложение N 1. «Положение о реализации единой государственной учетной политики в _________________ (наименование учреждения или органа) в 2006 году»;

Приложение N 2. «Учетная политика для целей налогообложения ______________________ (наименование учреждения или органа) на 2006 год».

Приложение N 1
к (реквизиты организационно-распорядительного документа)
«О реализации единой государственной учетной политики в
(наименование учреждения или органа) в 2006 году»

Положение о реализации единой
государственной учетной политики в
___________________________________ в 2006 г.
(наименование учреждения или органа)

1. Общие положения

_____________________ (наименование учреждения или органа), далее Учреждение (Орган), утверждено в соответствии с ____________________ в своей деятельности руководствуется ___________________, осуществляет деятельность на основании лицензий ________________________ (указать лицензии и иные нормативные документы деятельности учреждения (аккредитация, сертификация и т.п.)

Бухгалтерский учет в учреждении (далее — бюджетный учет) ведется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы бюджетного учета, распорядительными (нормативными) документами, устанавливающими особенность реализации единой государственной учетной политики в учреждении.

Основные задачи бухгалтерского учета учреждения соответствуют требованиям пункта 3 статьи 1 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в соответствии со ст. 6 и 7 Федерального закона N 129-ФЗ и пунктами ______________________ (устава, положения) ответственными за организацию и ведение бухгалтерского учета являются:

— по организации бухгалтерского учета и соблюдению законодательства при выполнении хозяйственных операций — _______________ (руководитель, исполнительный орган);

— по формированию учетной политики, распорядительных документов, определяющих особенность реализации государственной учетной политики в учреждении, ведению бухгалтерского учета, своевременному представлению полной и достоверной бухгалтерской отчетности — главный бухгалтер.

Состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структура, функции и задачи бухгалтерской службы устанавливаются главным бухгалтером и утверждаются приказом руководителя по Учреждению.

Учетная политика учреждения реализуется в рамках единой государственной политики через:

— рабочий план счетов бюджетного учета (Приложение N 1);

— порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета, утвержденный Инструкцией N 25н;

— порядок отражения хозяйственных операций в бюджетном учете учреждения, установленный соответствующими распорядительными документами и положениями, с учетом организационной структуры учреждения и специфики его хозяйствования;

— корреспонденцию счетов бюджетного учета, утвержденную Инструкцией N 25н.

Переход на рабочий план счетов бюджетного учета, разработанный и утвержденный в учреждении, и на корреспонденцию счетов бюджетного учета согласно порядку применения плана счетов бюджетного учета, предусмотренного Инструкцией N 25н, осуществляется в порядке, предусмотренном ___________________ (реквизиты организационно-распорядительного документа «О переходе на Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России 10 февраля 2006 г. N 25н»).

Бухгалтерский учет осуществляется отделом бухгалтерского учета и отчетности, возглавляемого __________________________ (наименование должности), далее по тексту — бухгалтерская служба учреждения.

Бухгалтерская служба по учреждению имеет следующую организационную структуру (указать один из вариантов):

— бухгалтерская служба выделена в отдельное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (другим должностным лицом, предусмотренным штатным расписанием и ответственным за работу бухгалтерской службы);

— в штатном расписании предусмотрена должность бухгалтера;

— ведение бухгалтерского учета передано на договорных началах централизованной бухгалтерии;

— (специализированной организации, бухгалтеру-специалисту;

— руководитель ведет бухгалтерский учет лично).

Бюджетный учет осуществляется с применением систем(ы) автоматизации бухгалтерского учета по следующим учетным блокам:

— оплата труда, начисление денежного довольствия, стипендий ________________________ (указать наименование программного продукта, реквизиты документа на приобретение и обслуживание или другое основание применения);

— складской учет, учет материальных ценностей __________________ (указать наименование программного продукта, реквизиты документа на приобретение и обслуживание или другое основание применения);

— бухгалтерия (блок составления сводных регистров бюджетного учета, баланса учреждения и бюджетной отчетности) _____________________ (указать наименование программного продукта, реквизиты документа на приобретение и обслуживание или другое основание применения).

Учет исполнения сметы расходов по бюджету осуществляется с применением Бюджетной классификации Российской Федерации в порядке, установленном приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. N 152н и иными нормативными документами, утвержденными в рамках реализации указанного приказа.

Учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (бюджетная деятельность) и сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам (иная, приносящая доход деятельность) осуществляется раздельно с составлением единого баланса учреждения с учетом источников за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Учет деятельности за счет целевых, безвозмездных, безвозвратных средств и иных поступлений осуществляется раздельно по видам поступлений (источникам поступлений) согласно утвержденным сметам, если обеспечение раздельного учета является обязательным условием предоставления соответствующих средств (поступлений), с дальнейшим включением результата деятельности в единый баланс учреждения.

Предлагаем ознакомиться  Как в 1С начать применять ПБУ 18 с 2020 года - БУХ.1С, сайт в помощь бухгалтеру

Учет поступлений в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, по которым в силу бюджетного законодательства администрирование возложено на учреждение, осуществляется по мере начисления (начисления в объеме кассовых поступлений) отдельно по каждому уровню бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с составлением по каждому уровню бюджетов балансов и иной предусмотренной законодательством финансовой отчетности.

2. Документальное оформление хозяйственных операций

Хозяйственные операции, производимые учреждением, отражаются в бюджетном учете на основании оправдательных документов (первичных учетных документов). Перечень первичных документов, а также применяемые правила заполнения учетных документов, объем и сроки их представления ответственными лицами в бухгалтерскую службу учреждения (другое подразделение, в том числе головное, обособленное) по факту совершения хозяйственных операций, устанавливается главным бухгалтером путем принятия внутренних распорядительных документы согласно _________________ (реквизиты организационно-распорядительного документа «О формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации»).

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников учреждения.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами (по лицевым счетам, открытым в органах, осуществляющих кассовое исполнение бюджетов, и (или) по счетам, открытым в кредитных учреждениях, по кассе), а также документы по договорам (сделкам), устанавливающие и (или) изменяющие финансовые обязательства учреждения, подписываются руководителем и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами, в качестве которых выступают лица, на которых оформлены в соответствии с действующим законодательством документы, устанавливающие их право на подписание подобных документов от имени учреждения.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Документы бюджетного учета формируются раздельно по каждому источнику бюджетного финансирования, по деятельности за счет внебюджетных источников отдельно в рамках деятельности от оказания возмездных услуг (работ), реализации готовой продукции и в рамках деятельности за счет целевых средств с обязательным разделением по каждому источнику целевых, безвозмездных, безвозвратных поступлений.

Учетные документы представляются в бухгалтерскую службу учреждения согласно графику документооборота (Приложение N 2 ________________ к (реквизиты организационно-распорядительного документа «О формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации») по требованию главного бухгалтера, оформленному внутренним распорядительным документом, или в порядке, вытекающем из обычая делопроизводства.

3. Формы первичных документов

Первичные учетные документы, принимаемые к учету, формируются по унифицированным формам первичных документов, установленных приложением N 2 к Инструкции N 25н и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.09.05 N 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета», а также форм документов, установленных для внутренней бухгалтерской отчетности в учреждении.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по установленной форме, с обязательным отражением в них всех, предусмотренных порядком их ведения реквизитов.

Для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, учреждением самостоятельно разрабатываются необходимые формы документов. Право разработки указанных документов закрепляется за главным бухгалтером, который доводит порядок их заполнения до соответствующих ответственных лиц и устанавливает сроки их представления в бухгалтерскую службу учреждения.

Перечень типовых форм с указанием основных и дополнительных реквизитов, используемых в учреждении, устанавливается по учреждению Положением о формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации, утвержденным _____________________ (реквизиты организационно-распорядительного документа «О формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации»).

Состав дополнительных форм и порядок их оформления устанавливаются распоряжениями главного бухгалтера по бухгалтерской службе (учреждению).

4. Форма бухгалтерского учета

В учреждении устанавливается журнальная форма бухгалтерского учета с элементами автоматизации (программа (мы) _____________________).

Формы и порядок ведения регистров бюджетного учета, используемые при формировании бюджетного учета, а также мероприятия по обеспечению сохранности бухгалтерских документов устанавливаются Положением по учреждению о формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации, утвержденным _____________________________ (реквизиты организационно-распорядительного документа «О формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации»).

5. Организация документооборота

Для обеспечения своевременного составления бухгалтерской отчетности применяется график документооборота по хозяйственным операциям, утвержденный _______________________ (реквизиты организационно-распорядительного документа «О формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации»).

Контроль за соблюдением графика документооборота осуществляет главный бухгалтер.

6. Рабочий план счетов

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бюджетного учета (Приложение к настоящему Положению), утвержденный по учреждению на основании Инструкции по бюджетному учету N 25н (см. рекомендации С.В. Сивец на стр. 16 — прим. ред.).

7. Инвентаризация

Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Инвентаризацию проводит комиссия, утвержденная _________________ (реквизиты организационно-распорядительного документа «О постоянно действующей инвентаризационной комиссии и положении по инвентаризации»).

8. Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность составляется в порядке и в сроки, предусмотрены нормативными документами Минфина России, органа, организующего исполнение соответствующего уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации, главного распорядителя (распорядителя) средств бюджетов.

Квартальная и годовая отчетность формируется на бумажном носителе и в электронном виде с применением программы ______________________ и представляется главному распорядителю (распорядителю) ___________________ после утверждения руководителем учреждения в сроки, предусмотренные нормативными документами.

9. Изменение учетной политики

Учетная политика Министерства применяется с момента ее утверждения последовательно из года в год. Изменение учетной политики вводится с начала финансового года или в случае изменения законодательства Российской Федерации и нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, а также существенных изменений условий деятельности Министерства.

Составила — С.В. Сивец

«Бюджетный учет», N 7, июль 2006 г.

-------------------------------------------------------------------------

*(1) НЗП — продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом (ст. 319 НК РФ).

Как зарегистрировать приказ о внесении изменений в учетную политику

Сформированный приказ обязательно должен быть зафиксирован в специальном журнале учета, который обычно находится у секретаря – это надо для того, чтобы удостоверить сам факт его создания, а также при необходимости быстро и легко его отыскать. Для регистрации достаточно вписать в журнал название приказа, номер и дату его составления.

Как менять учетную политику

Учетная политика – система правил, избираемая единовременно на длительное время.

Действовать она начинает в начале каждого календарного года.

Вносить в нее изменение в течение отчетного периода можно только в крайних случаях, например,:

  • когда это требуется для предоставления наиболее правдивых сведений об объекте учета;
  • при редактировании закона об учетной политике;
  • когда само предприятие меняет направление деятельности.

Для того, чтобы внести в учетную политику необходимые правки или дополнения, в организации должен быть выпущен соответствующий приказ.

Как настроить и распечатать учетную политику организации в «1с:бухгалтерии 8»

В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 настройки учетной политики выполняются в форме Учетная политика (рис. 1).

Рис. 1. Регистр «Учетная политика»

Перейти к форме можно из раздела Главное либо непосредственно из карточки организации по гиперссылке Учетная политика.

Выполненные настройки сохраняются в виде записи регистра сведений Учетная политика и действуют начиная с даты, указанной в поле Применять с. Каждая запись регистра характеризует состояние учетной политики организации за определенный период. Перейти к списку настроек учетной политики можно по гиперссылке История изменений.

Учетная политика определяет правила бухгалтерского учета. Настройки для целей налогового учета выполняются в отдельной форме Настройки налогов и отчетов (рис. 2), которая доступна из раздела Главное по гиперссылке Налоги и отчеты.

Рис. 2. Настройки налогов

Программа позволяет сформировать комплект макетов печатных форм приказа об учетной политике вместе с приложениями в соответствии с заданными настройками. 

Это можно сделать по кнопке Печать из формы Учетная политика (рис. 1) либо из списка настроек учетной политики, предварительно выделив курсором требуемую запись регистра Учетная политика (рис. 3).

Рис. 3. Список настроек учетной политики

Программа предлагает следующий комплект макетов печатных форм:

  • Приказ об учетной политике (рис. 4);

  • Учетная политика по бухгалтерскому учету (Приложение № 1 к Приказу);

  • Рабочий план счетов (Приложение № 2 к Приказу);

  • Формы первичных документов (Приложение № 3 к Приказу);

  • Регистры бухгалтерского учета (Приложение № 4 к Приказу);

  • Учетная политика по налоговому учету (Приложение № 5 к Приказу);

  • Регистры налогового учета (Приложение № 6 к Приказу).

Рис. 4. Макет Приказа

Состав разделов и подразделов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета (Приложения № 1 и № 5) зависит от используемой функциональности программы в целом (раздел Главное – Функциональность), а также от применяемой системы налогообложения и выполненных настроек учетной политики для конкретной организации. Например:

  • если в организации не используются нематериальные активы и в программе отключена соответствующая функциональность по учету НМА (форма Функциональность программы – Нематериальные активы), то в макетах печатных форм Учетная политика по бухгалтерскому учету и Учетная политика по налоговому учету будут отсутствовать подразделы, относящиеся к учету НМА и НИОКР;

  • если в программе отключена функциональность по учету спецодежды, оборудования и инструментов (форма Функциональность программы – Запасы), то в макете Учетная политика по налоговому учету будет отсутствовать подраздел, посвященный учету таких спецпредметов для целей налогообложения прибыли;

  • если организация не выпускает продукцию и не выполняет работы производственного характера, то в макетах печатных форм учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету будут отсутствовать подразделы, посвященные незавершенному производству и готовой продукции;

  • если организация применяет упрощенную систему налогообложения, то в макете Учетная политика по налоговому учету будет содержаться только раздел Налог на доходы физических лиц, а в макете Регистры налогового учета будут отсутствовать формы регистров налогового учета по налогу на прибыль;

  • раздел Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость будет включен в макет учетной политики по налоговому учету, только если организация ведет раздельный учет НДС.

Предлагаем ознакомиться  Счет 71 в бухгалтерском учете: проводки с примерами

Обратите внимание, что предлагаемые варианты макетов печатных форм Учетная политика по бухгалтерскому учету (Приложение № 1) и Учетная политика по налоговому учету (Приложение № 5) ориентированы прежде всего на предприятия малого бизнеса и формируются по принципу разумного и необходимого минимума.

Пользователь самостоятельно может внести любые дополнения в макеты печатных форм бухгалтерской и/или налоговой учетной политики. Для этого в командной панели формы предназначены кнопки редактирования (рис. 5).

Рис. 5. Фрагмент макета печатной формы бухгалтерской учетной политики

Некоторые положения учетной политики отражены в макетах по умолчанию и при необходимости должны быть отредактированы пользователем.

Например, если с нового года в организации поменялись методы определения прямых расходов, то в регистре Настройки налогов и отчетов в разделе Налог на прибыль (рис. 2) следует перейти по гиперссылке Перечень прямых расходов и указать правила, отличные от правил, установленных для предыдущего налогового периода. Помимо этого, указанные изменения надо отразить в Приложении № 5 к Приказу.

При помощи кнопки Сохранить скорректированные макеты учетной политики (Приложения № 1 и № 5) можно сохранить в файл в формате htm. В этом же формате можно сохранить и сам приказ.

Рабочий план счетов оформляется в виде Приложения № 2 к Приказу об учетной политике (рис. 6).

Рис. 6. Фрагмент Плана счетов

В Приложении № 3 к Приказу об учетной политике представлены перечень и формы применяемых организацией первичных учетных документов (рис. 7).

Рис. 7. Формы первичных документов

В перечне первичных учетных документов содержатся как регламентированные законодательством формы (например, универсальный корректировочный документ, приходный кассовый ордер (КО-1), товарная накладная ТОРГ-12 и т. д.), так и другие формы, реализованные в программе (например, акт на списание материалов, разнообразные справки-расчеты и т. д.).

Если какая-либо форма не используется организацией, ее следует убрать из перечня. Если эта форма нерегламентированная, то в настройках печатных форм потребуется отключить соответствующий флаг.

Перечень и формы используемых организацией регистров бухгалтерского учета включены в Приложение № 4 к Приказу об учетной политике (рис. 8).

Рис. 8. Регистры бухгалтерского учета

Перечень и формы регистров налогового учета представлены в Приложении № 6 (рис. 9).

Рис. 9. Регистры налогового учета

Неиспользуемые регистры бухгалтерского и налогового учета следует удалить из перечня и отключить соответствующие флаги в настройках печатных форм.

При внесении дополнений или изменений в учетную политику проще всего распечатать новый приказ об учетной политике с новым комплектом приложений к нему. Либо можно отредактировать предлагаемые файлы и оформить приказ о дополнении в учетную политику с внесением нового раздела или с изменением формулировки уже существующего раздела учетной политики организации.

1С:ИТС
Подробнее о настройке и печати учетной политики организации см. в разделе .

Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году

Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.

Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.

Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2021 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.

Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):

  • рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
  • конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации соответствующей организационно-распорядительной документацией. В частности, учетная политика может утверждаться приказом или распоряжением генерального директора организации (п. 8 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Все существенные способы ведения бухучета, утвержденные в учетной политике, подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2021 № 69н).

Кто обязан соблюдать учетную политику

Учетную политику должны соблюдать все организации, зарегистрированные как юридические лица, обязанностью которых является ведение бух. учета.

Индивидуальные предприниматели от соблюдения норм учетной политики освобождены ровно как и подразделения иностранных предприятий – для них существует другая нормативно-правовая документация.

Следует отметить один важный момент: не нужно путать бухгалтерский учет (который определяется в соответствии с положениями учетной политики) и налоговый – если для первого есть исключения, то второй обязаны вести все, вне зависимости от области работы и системы налогообложения.

Кто подготавливает приказ о внесении изменений в учетную политику

Руководители организаций не часто сами пишут распоряжения. Обычно эта функция входит в должностные обязанности кого-либо из их подчиненных – секретаря, начальника структурного подразделения, юрисконсульта.

В данном случае приказ о внесении изменений в учетную политику часто пишется главным бухгалтером – поскольку именно этот работник применяет в своей работе вышеозначенные нормы и правила.

Кто подписывает документ

Независимо от того, кто именно формирует приказ, документ должен быть подписан высшим должностным лицом предприятия – директором или сотрудником, временно находящимся на его месте.

Это связано с тем, что все приказы всегда издаются от имени главного руководителя компании — это установлено в законе, т.е. без его подписи документ не будет считаться действительным.

Кроме того, под приказом должны расписаться и все работники, в нем указанные, а также те, кто обязаны контролировать его исполнение. Таким образом все эти лица обозначают то, что прочли приказ и готовы к его выполнению.

Написать от руки или напечатать

Формат документа тоже может быть произвольным. То есть его можно набрать на компьютере или написать собственноручно. Правда в первом случае его надо будет распечатать – это нужно для того, чтобы все сотрудники компании, чьи фамилии есть в документе, могли поставить под ним свои автографы.

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику

Если вы ознакомились с приведенной выше информацией, значит, вы, скорее всего, нуждаетесь в создании приказа о внесении изменений в учетную политику. Ниже приведен его пример – на его основе вы без проблем сделаете собственное распоряжение.

Первым делом внесите в бланк:

  • название своей компании;
  • номер документа (по внутреннему документообороту), локацию формирования приказа (место) и дату;
  • основание для создания распоряжения – поставьте ссылку на нужную статью закона РФ.

После этого идет основной блок. Сюда по порядку включите:

  • собственно указание на внесение изменений в учетную политику и дату, с которой это необходимо сделать;
  • ранее действующий пункт учетной политики, подлежащий правкам и его новую редакцию;
  • ответственного за исполнение приказа сотрудника (обычно это бухгалтер или главный бухгалтер).

Если надо, эту часть можно дополнить и другими нужными вам сведениями. В заключение отдайте распоряжение на подпись всем лицам, в нем указанным.

Оформление приказа

На сегодняшний день единого стандарта приказа нет. Это значит, что его можно писать в свободной форме. Исключение составляют те ситуации, когда внутри компании разработан собственный унифицированный шаблон распоряжения – тогда, конечно, приказ надо делать по его образцу.

Также свободно можно выбрать бланк: он может быть фирменным (с напечатанными реквизитами и логотипом) или же обычным чистым листом бумаги.

Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.

При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2021 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
  • разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенное изменение условий деятельности организации.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года. Все изменения вносятся на основании распоряжения или приказа директора организации.

Последствия изменений, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, должны оцениваться в денежном выражении. Оценка производится на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета (п. 13 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Изменения, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Кроме того, при изменении учетной политики организация должна указать причину и содержание таких изменений, суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье отчетности, а также сумму соответствующей корректировки, относящейся к прошлым отчетным периодам (п. 21 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Условия и срок хранения

Любой изданный и обнародованный приказ подлежит обязательному хранению. Для этого бланк необходимо положить в папку с другими такими распоряжениями.

Длительность периода хранения обозначается либо в локальных актах фирмы, либо определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.