Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в условиях нового законодательства об образовании, направляет Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов

Минобрнауки россии в целях оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в условиях нового законодательства об образовании, направляет методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов

Методические рекомендации можно скачать в подразделе ПИСЬМА раздела МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ссылке:

https://st-kv-forum.ru/uploadfiles/metod/Metodrekomras.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 апреля 2021 г. N ВК-1032/06

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Обращаем внимание, что согласно части 9 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.

В.Ш.КАГАНОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ-РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2021 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (часть 9 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ). При этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (часть 10 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).

Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (пункт 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ). В связи с этим методические рекомендации включают вопросы разработки всех компонентов образовательной программы, содержание которых непосредственно или опосредованно связано с профессиональными стандартами.

Нормативно-методические основы разработки дополнительных профессиональных программ с учетом требований профессиональных стандартов представлены в следующих документах:

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;

Федеральный закон от 29 декабря 2021 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2021 — 2021 годы»;

приказ Минтруда России от 12 апреля 2021 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;

приказ Минтруда России от 29 апреля 2021 г. N 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»;

приказ Минобрнауки России от 1 июля 2021 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Определения <1>

———————————

<1> Определение профессионального стандарта приведено в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, статья 195.1. Определения вида профессиональной деятельности, обобщенной трудовой функции, трудового действия приведены в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (утв. приказом Минтруда России от 29 апреля 2021 г. N 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»).

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Вид профессиональной деятельности — совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

Обобщенная трудовая функция — совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе.

Трудовая функция — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

Трудовое действие — процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Компетенция — динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности.

Обозначения, сокращения

ВО — высшее образование

ДПП — дополнительная профессиональная программа

ОК — общие (общекультурные) компетенции

ОПК — общепрофессиональные компетенции

ОПОП — основные профессиональные образовательные программы

ОС — образовательный стандарт

ОТФ — обобщенная трудовая функция

ПК — профессиональные компетенции

ПС — профессиональный стандарт

ПСК — профессионально-специализированные компетенции

СПО — среднее профессиональное образование

ТФ — трудовая функция

УК — универсальные компетенции

ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт

Алгоритм разработки дополнительных

профессиональных программ с учетом соответствующих

профессиональных стандартов

Шаг 1. Создание рабочей группы

Для повышения качества разработки ДПП с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации, осуществляющей образовательную деятельность (структурного подразделения организации), рекомендуется включить представителей работодателей и (или) иных заказчиков (потребителей) образовательных услуг ДПО.

Шаг 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана дополнительная профессиональная программа

Национальный реестр профессиональных стандартов размещен на сайте Минтруда России (URL сайта: http://profstandart.rosmintrud.ru). Необходимую информацию также можно найти в справочных информационно-правовых системах.

Первичный отбор ПС, необходимых для разработки ДПП, проводится на основе анализа их наименований. Далее надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы обобщенные трудовые функции (ОТФ) и (или) трудовые функции. Уровень квалификации <1> отобранных ОТФ и (или) ТФ не должен превышать возможности программы, связанные, прежде всего, уровнем квалификации деятельности, овладение или совершенствование которой предусмотрено ДПП, сроком ее освоения и исходным уровнем и направленностью (профилем) имеющегося у слушателей профессионального образования.

———————————

<1> Уровень квалификации в ПС определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в Уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. N 148н).

Определение ПС и входящих в него (в них) ОТФ и ТФ, с учетом которых будет разработана ДПП, рекомендуется проводить с привлечением специалистов, хорошо осведомленных в содержании данной профессиональной деятельности, и специалистов в области образования (подготовки, переподготовки и повышения квалификации по рассматриваемому направлению, специальности или профессии).

Результаты анализа можно оформить в виде таблицы 1.

Таблица 1 — Связь дополнительной профессиональной программы с профессиональными стандартами

Связь образовательной программы с профессиональными стандартами может быть отражена при описании ее целей или в разделе «Общая характеристика образовательной программы».

Шаг 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или обновлении дополнительных профессиональных программ — программ профессиональной переподготовки)

Федеральным законом N 273-ФЗ установлено, что дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (далее — программы профессиональной переподготовки) разрабатываются на основании профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС СПО и ФГОС ВО к результатам освоения образовательных программ. Таким образом, при разработке данных программ возникает необходимость сопоставить соответствующие ФГОС и профессиональный(ые) стандарт(ы).

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ). Для их определения и может использоваться ПС. При этом необходимо учесть различия терминологии, используемой в образовании и в профессиональных стандартах, о которых говорилось выше. Вид профессиональной деятельности, квалификация, упоминаемые в цитируемой статье закона, в ПС в большинстве случаев соответствуют ОТФ, иногда — ТФ.

Как правило, в рамках программы профессиональной переподготовки слушатель может быть подготовлен к выполнению одной ОТФ, отвечающей присваиваемой квалификации, или освоить соответствующие ей компетенции. Решение о разработке соответствующей программы целесообразно принимать с учетом актуальной и перспективной востребованности той или иной профессии (специальности) на рынке труда, а также наличием в организации необходимого ресурсного обеспечения или возможности его развития.

Далее необходимо найти ФГОС, соответствующий направленности программы, и сопоставить зафиксированные в нем требования к результатам подготовки с описанием квалификации в ПС.

При разработке программ профессиональной переподготовки на основе профессиональных стандартов и требований к результатам освоения образовательных программ соответствующих ФГОС СПО проводится сопоставление следующих единиц этих документов (таблица 2).

Таблица 2 — Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС СПО

В силу разной степени обобщенности формулировок ОТФ и ТФ в профессиональных стандартах в одних случаях виду деятельности ФГОС СПО в ПС соответствует ОТФ (одна или несколько), а в других — ТФ (одна или несколько). Профессиональным компетенциям могут соответствовать ОТФ или ТФ (обычно они относятся к одной ОТФ, но иногда к нескольким), а также трудовые действия. Порой для определения необходимости коррекции ПК бывает необходимо проанализировать и перечни умений.

Кроме профессиональных компетенций по видам деятельности в качестве результата образования ФГОС СПО фиксируют общие компетенции. При их определении необходимо учитывать, что слушатели программ профессиональной переподготовки уже освоили или осваивают основную профессиональную образовательную программу, в том числе общие компетенции, соответствующего уровня профессионального образования.

При разработке программ профессиональной переподготовки на основе профессиональных стандартов и требований к результатам освоения образовательных программ соответствующих ФГОС ВО, содержание таблицы несколько меняется (таблица 3).

Таблица 3 — Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС ВО

Виды профессиональной деятельности, освоение которых предусмотрено ФГОС ВО (научно-исследовательская, проектная, производственная, организационно-управленческая и др.), являются «сквозными», поэтому при сопоставлении необходимо найти те, которые служат основой овладения выбранной квалификацией (ОТФ или ТФ).

С учетом различия подходов, использованных при составлении характеристики профессиональной деятельности и определении требований к результатам освоения образовательной программы в ФГОС ВО и описании квалификации в профессиональных стандартах, в каждом конкретном случае разработчики должны самостоятельно определить, какие единицы ПС и как корреспондируют с единицами ФГОС.

Кроме ПК и (или) ПСК в качестве результата образования ФГОС ВО фиксируют ОПК. При их определении используется подход, аналогичный описанному выше для ОК. При их определении необходимо учитывать, что слушатели программ профессиональной переподготовки уже освоили или осваивают основную профессиональную образовательную программу, в том числе общекультурные, а иногда и общепрофессиональные компетенции, соответствующего уровня профессионального образования.

Предлагаем ознакомиться  Расширенная выписка из ЕГРН о квартире, земельном участке - заказать

Выводы, которые можно сделать на основе сравнения, могут содержать формулировки требований к результатам освоения программы с использованием терминологии, принятой в образовании, и должны обеспечивать их соответствие как ФГОС, так и профессиональным стандартам.

Шаг 4. Формирование результатов освоения дополнительных профессиональных программ

Результаты освоения программы профессиональной переподготовки можно разделить на итоговые (приобретение квалификации, овладение видом(ами) профессиональной деятельности, т.е. формирование новых или совершенствование имеющихся компетенций <1>) и промежуточные (освоение умений и знаний). Условием системного и полного описания результатов освоения программы является проведение их последовательной декомпозиции. Для этого удобно использовать таблицу 4 или иную аналогичную таблицу.

———————————

<1> Часть 5 статьи 76 Федерального закона N 273.

Таблица 4 — Результаты освоения программы профессиональной переподготовки

———————————

<1> Предлагается использовать термин «вид деятельности», а не «вид профессиональной деятельности». Это позволит исключить применение одного и того же термина для обозначения разных явлений.

В настоящее время термин «вид профессиональной деятельности» используется в профессиональных стандартах, Федеральном законе N 273-ФЗ (статья 76, часть 5) и ФГОС ВО. При этом вид профессиональной деятельности, квалификация, упоминаемые в цитируемой статье закона, в профессиональном стандарте в большинстве случаев соответствуют обобщенной трудовой функции. Виды профессиональной деятельности, освоение которых предусмотрено ФГОС ВО (научно-исследовательская, проектная, производственная, организационно-управленческая и др.), являются «сквозными», выполнение ОТФ, в большинстве случаев, предполагает их сочетание.

<2> В столбце указываются новые компетенции или компетенции, подлежащие совершенствованию.

<3> Практический опыт необходим для освоения компетенций; обычно связан с прохождением практики (стажировки).

<4> Здесь и далее тот или иной термин используется при необходимости.

Поскольку цель представляет собой осознанное представление (предвосхищение) результата деятельности, в структуре образовательной программы в соответствии с требованиями к таким документам <1> цель и планируемые результаты обучения могут быть представлены следующим образом (рисунок 1, курсивом приведены рекомендации по заполнению макета).

———————————

<1> Пункт 9 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2021 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Рисунок 1 — Макет раздела «Цель (планируемые результаты обучения) программы профессиональной переподготовки»

Программы повышения квалификации обеспечивают ее актуализацию (соответствие требованиям профессиональных стандартов) в условиях изменения целей, содержания, технологий, нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности в той или иной сфере.

В структуре программы повышения квалификации в соответствии с требованиями к таким программам <1> необходимо представить перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Поскольку компетенция — динамическая комбинация знаний, умений и способность применять их для успешной профессиональной деятельности — цель и планируемые результаты обучения в программе повышения квалификации могут быть представлены следующим образом (рисунок 2, курсивом приведены рекомендации по заполнению макета).

———————————

<1> Пункт 6 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2021 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Рисунок 2 — Макет раздела «Цель (планируемые результаты обучения) программы повышения квалификации»

Информация о цели и результатах обучения является основой для разработки рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и иных компонентов дополнительной профессиональной программы.

Шаг 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по дополнительной профессиональной программе

Основным результатом освоения ДПП, разработанных с учетом профессиональных стандартов, является приобретение или совершенствование профессиональной квалификации, оценка которой имеет специфику в сравнении с оценкой умений и знаний. Опыт оценки профессиональной квалификации не является массовым. В связи с этим в данном разделе будут рассмотрены именно вопросы оценки профессиональной квалификации, а не освоения отдельных дисциплин и иных компонентов образовательной программы.

Существуют следующие особенности оценки профессиональной квалификации:

оценка имеет интегративный (целостный) характер, ее необходимо проводить при выполнении деятельности в реальных условиях или максимально приближенных к ним: сумма результатов оценивания знаний и умений не дает возможности судить о готовности их применять и не может привести к выводу о наличии профессиональной квалификации;

оценка, как правило, осуществляется в несколько этапов: любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить профессиональную квалификацию одномоментно и за короткий период времени чаще всего невозможно.

Объективность оценки профессиональной квалификации может быть достигнута за счет ее проведения независимыми экспертами на основании четко сформулированных (диагностичных) показателей и критериев, значимых для качества выполнения профессиональной деятельности, а также стандартизации условий и процедуры оценки.

5.1. Организация оценки профессиональной квалификации при освоении дополнительных профессиональных программ

В соответствии с частью 14 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно. Таким образом, для дополнительных профессиональных программ Федеральным законом N 273-ФЗ не предусматривается никаких ограничений на разработку содержания и организации итоговой аттестации.

Оценка квалификации (квалификационный экзамен) может проводиться единовременно или по накопительной схеме, в несколько этапов, следующих друг за другом с различными временными промежутками.

5.2. Последовательность разработки средств оценки профессиональной квалификации

Разработка средств оценки профессиональной квалификации имеет итерационный характер, но в целом соблюдается следующая последовательность этапов.

Этап 1. Выбор предмета оценивания. Предмет оценивания (освоение профессиональной квалификации) декомпозируется до компетенции. Целесообразно разрабатывать комплексные задания, проверяющие группу связанных компетенций (профессиональных (профессионально специализированных) и общих (общекультурных, универсальных)). Декомпозиция предмета оценивания до умений, знаний возможна в случае, когда этого требует специфика профессиональной квалификации и (или) необходим допуск к основным квалификационным испытаниям <1>.

———————————

<1> Наиболее распространенный и понятный пример — экзамены в автошколе.

Этап 2. Выбор объекта оценивания. На этом этапе необходимо определить объект(ы) оценивания для каждой компетенции или группы компетенций. Объектами оценки могут служить: продукт деятельности, процесс деятельности, продукт и процесс одновременно.

Процесс оценивается, когда:

необходимо проверить и оценить правильность применения инструментов, оборудования, соблюдение правил охраны труда и т.д.;

значим временной фактор (необходим хронометраж);

продукт (результаты) выполнения трудовых функций имеет отсроченный характер и/или оценивается сложней, чем процесс.

Продукт деятельности оценивается, когда:

не важно, каким образом получен продукт, какие использованы методы (технологии);

сложно обеспечить процедуру наблюдения за процессом (например, выполняется умственная деятельность или процесс выполняется длительное время).

Продукт деятельности может представляться готовым или создаваться «здесь и сейчас». Последнее обеспечивает самостоятельность выполнения работы, но невозможно, если она занимает длительное время. В данном случае при необходимости оценка продукта деятельности может быть дополнена защитой (обоснованием).

Таким образом, конкретными объектами оценки могут выступать: изготовленные продукты и (или) процесс деятельности, а также документированные подтверждения результатов выполнения соответствующей деятельности (портфолио документов). Портфолио документов, чаще всего, не может быть единственной формой доказательства освоения профессиональной квалификации, использоваться для оценки освоения всех компетенций. Обычно портфолио дополняется выполнением какого-либо задания на экзамене.

Этап 3. Определение ресурсного обеспечения оценивания

На данном этапе необходимо определить:

какое время необходимо для выполнения деятельности;

где деятельность должна выполняться (можно ли (целесообразно ли) продемонстрировать деятельность в модельных, имитационных условиях или необходимы реальные условия);

в каких условиях (на каком оборудовании, какими материалами и т.д.) должен (может) пользоваться экзаменуемый.

Этап 4. Выбор методов и разработка процедуры оценивания

Методы оценивания достаточно разнообразны:

выполнение практического задания на экзамене, в т.ч. разработка и защита проекта (модели, подхода, решения и т.п.);

анализ случая (кейс-стади) на экзамене;

анализ портфолио документов, в т.ч. резюме и (или) собеседование по документам;

анализ видеозаписи выполнения работ (фрагментов работ) и (или) собеседование по работам, защита проекта.

Таким образом, на данном этапе необходимо:

продумать организацию экзамена (наличие этапов и их длительность, состав и последовательность выполнения заданий и их составляющих (подготовка, выполнение задания, ответ, защита, собеседование и т.д.));

определить требования к количеству и квалификации экспертов (экзаменаторов);

определить степень публичности процедуры оценки (от присутствия только экспертов (экзаменаторов) до открытой процедуры защиты (презентации, собеседования, выполнения практической работы и т.п.)).

Этап 5. Определение показателей и критериев оценки

Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества объекта оценивания.

Критерии — признаки, на основании которых проводится оценка показателя. Критерии позволяют дать бинарную оценку этому показателю, однозначно ответить: «да-нет», «выполнено — не выполнено».

Формулировка показателей и критериев оценки результата имеет следующие особенности:

должна позволять давать достоверную (валидную, надежную) и объективную (независимую от частного мнения или отдельных суждений) оценку;

показателей и критериев не должно быть много;

формулировки показателей и критериев должны быть понятными не только для экзаменаторов (экспертов), но и для наблюдателей и соискателей.

Для формулировки показателей и критериев оценки процесса и (или) результатов деятельности может оказаться полезным анализ соответствующих умений и знаний, перечисленных в ПС. Кроме этого, если объектом оценки выступает процесс деятельности, то одним из показателей его оценки, как правило, выступает соблюдение технологии, предусмотренных ею этапов деятельности. В данном случае критерии оценки могут быть сформулированы на основе перечня трудовых действий, описанных в ПС, и обеспечивать выполнение ТФ.

Этап 6. Формирование типового задания

Задание для проверки овладения профессиональной квалификацией обычно представляет собой фрагмент профессиональной деятельности. Задания могут выполняться в реальной или моделируемой производственной (трудовой) среде. В любом случае важно определить ее обязательные элементы, т.е. назвать необходимое оборудование, условия его применения и т.д.

Этап 7. Формирование фонда оценочных средств

Типовое задание представляет собой обобщенную формулировку, на базе которой путем конкретизации разрабатываются варианты задания за счет видоизменения предмета, материалов, технологий и прочих условий задачи.

Шаг 6. Формирование структуры и содержания дополнительной профессиональной программы

Структура ДПП включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты <1>.

———————————

<1> Пункт 9 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2021 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Предлагаем ознакомиться  СПЧ попросил Госдуму отложить дальнейшее рассмотрение закона о реновации

Структурирование ДПП в части выделения в ней дисциплин, модулей, иных элементов и распределения времени на их освоение в отличие от основных программ нормативно не регулируется. Однако для определения структуры программ профессиональной переподготовки справочно можно обратиться к соответствующему разделу ФГОС. Так, в соответствии с ФГОС СПО освоение каждого из видов деятельности осуществляется в рамках профессионального модуля с одноименным виду деятельности названием. Профессиональный модуль включает в себя один или несколько междисциплинарных курсов и практику, что позволяет интегрировать теоретическое и практическое обучение. Назовем реализуемый в данном случае подход модульно-компетентностым.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов может использоваться при реализации любых образовательных программ, в том числе ДПП. Это касается и его разновидности — модульно-компетентностного подхода, речь о котором шла выше.

Целесообразность использования модульно-компетентностного подхода при разработке и реализации ДПП связана с тем, что он обеспечивает практикоориентированную подготовку, необходимую для освоения или совершенствования профессиональной квалификации. Структура такой ДПП включает один или несколько профессиональных модулей, каждый из которых обеспечивает овладение одним видом деятельности или группой тесно связанных профессиональных компетенций. Общетеоретическая подготовка, необходимая для освоения нескольких видов деятельности или имеющая самодостаточный характер, в структуре ДПП может быть представлена в виде одного или нескольких учебных курсов, дисциплин.

Таким образом, в зависимости от цели ДПП при ее разработке и реализации может использоваться как модульно-компетентностный, так и иной подход к формированию структуры образовательной программы.

В зависимости от сложности ДПП, в нее может входить разное количество учебных курсов, дисциплин (модулей). Их перечень отражается в учебном плане и календарном учебном.

6.1. Разработка программы практики

При формировании содержания ДПП важно пойти от результатов обучения, определенных на предыдущем этапе. Если обучение предполагает овладение видом деятельности (совершенствование его выполнения) или профессиональными компетенциями, а не отдельными умениями и знаниями, то в структуре образовательной программы присутствует практика (стажировка). И разрабатывать такую программу надо начинать с программы практики (стажировки). Предлагаемая логика разработки зафиксирована в таблице 5.

Содержание практики (стажировки) формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций.

Таблица 5 — Формирование содержания практики (стажировки)

При необходимости содержание практики может быть структурировано на производственную и учебную практики.

ДПП может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительной профессиональной программы.

Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно, исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

6.2. Формирование структуры дополнительной профессиональной программы и разработка программ учебных курсов, дисциплин (модулей)

С учетом результатов разработки программы практики (при ее наличии) определяется состав учебных курсов, дисциплин (модулей) программы. При этом удобно использовать таблицу 6.

Таблица 6 — Определение структуры «теоретической части» программы

———————————

<1> Если результаты обучения предусматривают освоение (совершенствование) вида(ов) деятельности или нескольких групп тесно связанных профессиональных компетенций, рекомендуется включить в состав программы соответствующие профессиональные модули. Наличие «повторяющихся» в нескольких профессиональных модулях умений и (или) знаний — сигнал для их возможного выделения в «общепрофессиональную(ые)» дисциплину(ы) (модули).

В первом столбце перечисляются все компетенции, освоение которых предусмотрено программой (общепрофессиональные, и (или) профессиональные, и (или) профессионально специализированные, и (или) общие (общекультурные, универсальные)). Компетенции группируются в соответствии с осваиваемыми видами (профессиональной) деятельности с учетом того, что общие (общекультурные, универсальные) компетенции развиваются при освоении любого вида (профессиональной) деятельности.

Если результаты обучения предусматривают освоение (совершенствование) вида(ов) профессиональной деятельности или нескольких групп тесно связанных ПК, рекомендуется включить в состав программы соответствующие профессиональные модули. Наличие «повторяющихся» в нескольких профессиональных модулях умений и (или) знаний — сигнал для их возможного выделения в «общепрофессиональную(ые)» дисциплину(ы).

Умения и знания, осваиваемые в рамках программ профессиональной переподготовки, определяются на основе соответствующих разделов профессиональных стандартов и могут быть дополнены с учетом принципа дидактической целесообразности на основе ФГОС (только для ФГОС СПО).

Умения и знания, осваиваемые в рамках программ повышения квалификации, определяются на основе соответствующих разделов профессиональных стандартов и могут быть дополнены с учетом принципа дидактической целесообразности.

Таким образом, в структуру ДПП будут входить курс(ы), дисциплина(ы), модуль(и) прикладного и (или) фундаментального характера. Первые ориентированы на овладение компетенциями, умениями и знаниям, применяемыми непосредственно в профессиональной деятельности. Вторые создают основу для понимания закономерностей профессиональной деятельности, развития общей культуры и т.п.

При формировании программ учебных курсов, дисциплин, модулей, в том числе профессиональных модулей, разработчики должны обеспечить их связь (обозначить вклад) в освоение программы в целом. Технологически для этого удобно использовать таблицу 7 или иную аналогичную.

Таблица 7 — Формирование программ учебных курсов, дисциплин, модулей

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация граф в таблице дана в соответствии с официальным текстом документа.

———————————

<1> Виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие, определенные учебным планом.

Шаг 7. Определение организационно-педагогических условий реализации дополнительной профессиональной программы

Определение организационно-педагогических условий реализации ДПП осуществляется начиная с момента появления идеи разработки и реализации той или иной программы. Решение о разработке программы целесообразно принимать с учетом наличия в организации необходимого ресурсного обеспечения или возможности его привлечения. Далее уточнение требований происходит при разработке процедур и средств оценки результатов обучения, программ(ы) практики (стажировки), программ учебных курсов, дисциплин, (модулей).

В раздел «Организационно-педагогические условия реализации программы» рекомендуется включить следующую информацию.

1. Требования к квалификации педагогических кадров, представителей предприятий и организаций, обеспечивающих реализацию образовательного процесса.

Здесь указываются требования к образованию педагогических и иных работников, а также (при наличии) требования к освоению ими дополнительных профессиональных программ, опыту работы в области профессиональной деятельности, соответствующей направленности ДПП.

2. Требования к материально-техническим условиям.

Приводится перечень кабинетов, лабораторий, мастерских, тренажеров и др., обеспечивающих проведение всех предусмотренных программой видов занятий, включая практику.

3. Требования к информационным и учебно-методическим условиям.

Приводятся требования к информационно-коммуникационным ресурсам, обеспеченности учебными, учебно-методическим, справочными и иными печатными и/или электронными изданиями, учебно-методической документацией и другими материалами.

4. Общие требования к организации образовательного процесса.

Описываются условия проведения занятий, используемые образовательные технологии, организация практики, консультационной помощи обучающимся и т.д.

В программах, включающих в себя несколько учебных курсов, дисциплин (модулей), данный раздел также может быть представлен в каждой из рабочих программ.

При формировании условий реализации программы необходимо обеспечить их соответствие назначению программы и установленным требованиям к результатам ее освоения.

Шаг 8. Разработка учебного плана и календарного учебного графика

На этом шаге по результатам проведенной работы составляется учебный план и календарный учебный график, проводится корректировка часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность. Непосредственного отношения к профессиональным стандартам данный этап формирования ДПП не имеет, но он важен, т.к. позволяет закрепить приоритеты в освоении (совершенствовании) того или иного вида деятельности, тех или иных компетенций, умений и знаний путем перераспределения объемов времени (зачетных единиц), отводимых на различные учебные курсы, дисциплины, модули, практики, виды учебных занятий.

Шаг 9. Экспертиза дополнительной профессиональной программы

Данный шаг позволяет обеспечить качество ДПП за счет ее оценки всеми участниками образовательного процесса. К экспертизе целесообразно привлечь:

представителей работодателей и объединений работодателей, поскольку именно они лучше других могут оценить соответствие заявленных результатов освоения программы требованиям профессиональных стандартов;

слушателей, осваивающих дополнительные профессиональные программы, или выпускников этих программ, поскольку они отражают мнение непосредственных потребителей образовательных услуг;

педагогов, принимающих участие в реализации образовательной программы, поскольку именно они могут оценить ее дидактическую целесообразность.

Заместитель директора

Департамента государственной

политики в сфере подготовки

рабочих кадров и ДПО

Т.В.РЯБКО

Приложение N 1

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ:

«РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ОЦЕНОЧНЫХ

СРЕДСТВ В СПО»

Имеющаяся квалификация (требования к слушателям): методисты, преподаватели СПО, мастера производственного обучения.

Вид деятельности: Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП (соответствует трудовой функции профессионального стандарта)

Профессиональные компетенции

Практический опыт

Умения

Знания

ПК 1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин (модулей) СПО с учетом профессиональных стандартов

разработка (обновление) программ профессиональных модулей и дисциплин

— анализировать и интерпретировать нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку ОПОП СПО;

— определять цели и содержание рабочих программ профессиональных модулей и учебных дисциплин в соответствии с ФГОС СПО и с учетом требований профессиональных стандартов;

— определять дидактически обоснованные объемы времени на освоение содержания учебных дисциплин и профессиональных модулей СПО в соответствии с запланированными результатами;

— определять и формулировать показатели контроля и оценки результатов освоения рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей СПО;

— формулировать требования к условиям реализации рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей СПО.

— нормативно-правовую базу разработки образовательных программ СПО;

— концептуальные основы модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании;

— методику разработки программ профессиональных модулей и учебных дисциплин на основе ФГОС и профессиональных стандартов.

ПК 2. Разработка и обновление оценочных средств для проверки результатов освоения учебных курсов, дисциплин (модулей) СПО

Разработка (обновление) оценочных средств для проверки результатов освоения) учебных дисциплин (модулей) СПО

— анализировать и интерпретировать нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение контрольно-оценочных мероприятий;

— определять цели контроля и оценки на различных этапах освоения дисциплины (модуля);

— определять и формулировать показатели и критерии контроля и оценки результатов освоения программ учебных дисциплин и профессиональных модулей СПО, разрабатывать задания для проверки их освоения.

— нормативно-правовую базу, регламентирующую проведение контрольно-оценочных мероприятий;

— концептуальные основы оценки квалификации, специфику оценки профессиональных и общих компетенций, освоения умений и знаний;

— методику разработки оценочных средств.

Предлагаем ознакомиться  Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием

Приложение N 2

МАКЕТ РАЗДЕЛА «ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»

Макет имеет универсальный характер, позволяет проверять

как теоретическую, так и практическую подготовку в рамках

различных форм аттестации и контроля

                            Оценочные материалы

           _____________________________________________________

               (указать назначение, например: для проведения

      по ___________________________________________________________

             указать наименование дополнительной профессиональной

               программы или учебного курса, дисциплины (модуля)

    I. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Описание организации оценивания и правил определения результатов оценивания

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Описать  в  свободной  форме  организацию  оценивания,  выбрав  необходимые

вопросы и ответив на них. Вопросы:

— как организован экзамен/зачет/контрольная работа: из чего он  состоит,  в

какой  последовательности  выполняются  задания, какова длительность этапов

экзамена  (при наличии) и их составляющих  (подготовка/выполнение  задания,

ответ/защита/собеседование с одним студентом и т.д.;

— каковы количество и квалификация экспертов (экзаменаторов);

—  какова  степень  публичности  процедуры  оценки:  от  присутствия только

экспертов   (экзаменаторов)  до  открытой  процедуры  защиты  (презентации,

собеседования, выполнения практической работы и т.п);

—  какие  решения  и  на  основании  чего  (какой шкалы) могут быть приняты

экспертной  (экзаменационной)  комиссией  по  итогам  проведения  процедуры

оценивания,  привести  формулировки  решений и общее описание оснований для

этих решений.

                       II. КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

                   2.1. ЗАДАНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА ЭКЗАМЕНЕ

                        ЗАДАНИЕ N __________________

Текст типового задания: ___________________________________________________

___________________________________________________________________________

Предмет(ы) оценивания

Объект(ы) оценивания

Показатели оценки

Критерии оценки

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания (на учебной/производственной практике, на рабочем месте, например, в цеху организации (предприятия), мастерской ОУ (ресурсного центра), организации, предприятия, на полигоне, в учебной фирме, в аудитории и т.п.): ____________________________

2. Максимальное время выполнения задания: __________ мин./час.

3. Вы можете воспользоваться (указать используемое оборудование (инвентарь), расходные материалы, литературу и другие источники, информационно-коммуникационные технологии и проч.) _____________________ 4.

Указать другие характеристики, отражающие сущность задания: в реальных (модельных) условиях профессиональной деятельности и т.д., и т.п. _______________

Если условия выполнения для разных вариантов различаются, их необходимо привести после текста каждого варианта задания.

Вариант (вопрос, задача и т.п.) 1. ______________________________________

Вариант (вопрос, задача и т.п.) 2. ______________________________________

Вариант (вопрос, задача и т.п.) 3. ______________________________________

Вариант (вопрос, задача и т.п.) n. ______________________________________

                      2.2. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ПРОЕКТА

                     2.3. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ПОРТФОЛИО

———————————

<1> Например: экзамена, дифференцированного зачета, зачета.

<2> Например: письменной контрольной работы, устного опроса, практического (лабораторно-практического) контроля.

Стандарт повышения квалификации необходим

20 июня 2021 г.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат обязан постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном Федеральной палатой адвокатов РФ и адвокатскими палатами субъектов РФ. Подобное требование закреплено в п. 3 ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката: «адвокат обязан постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном органами адвокатского самоуправления».

В настоящее время действует Положение «О единой методике профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов». Кроме того, региональные палаты в соответствии с этим положением разработали свои локальные акты, регулирующие вопрос повышения квалификации адвокатов и стажеров адвокатов. Указанными документами закреплены необходимые понятия, цели и задачи обучения, охватывается вопрос порядка, системы и видов обучения, приведены категории адвокатов для целей обучения, определен размер в количестве часов, необходимом для надлежащего выполнения адвокатом вышеуказанной обязанности.

Положение о единой методике было принято более 10 лет назад, за это время цели и задачи, возможно, не изменились, но вот видов обучения появилось огромное множество. В Сахалинской адвокатской палате остро стоял вопрос об исполнении адвокатами обязанности по повышению квалификации, поскольку для островных адвокатов, кроме достаточно тяжелого финансового обременения (переезд в Москву или Санкт-Петербург, проживание), было сложно еще и выкроить необходимое время из своих плотных графиков работы для поездки на обучение, да и сами длительные перелеты выбивают коллег из рабочего режима на пару дней. В настоящее же время, не отходя от очных форм обучения, в том числе приглашения преподавателей к нам, в Сахалинскую область, появились удобные дистанционные формы обучения, такие как вебинары ФПА, заочное обучение в Южном центре Высших курсов повышения квалификации ФПА РФ, лекции LF-Академии. Как соотнести заочное обучение и очное, прослушивание лекций либо выполнение контрольных работ в виде теста – все эти новые формы порождают и новые вопросы, поэтому полагаю, они требуют урегулирования в новом формате – в формате Стандарта повышения квалификации (профессионального уровня) адвоката.

Возможно, вопрос повышения квалификации не самый острый в адвокатуре в данный момент, но, поскольку мы ввели единую форму квалификационного экзамена, следует унифицировать и порядок поддержания профессионального уровня коллег и приобретения новых навыков и знаний, необходимых в нашей адвокатской деятельности.

Одним из самых дискуссионных в этой сфере является вопрос о количестве часов, которое адвокат должен посвятить повышению квалификации, и делать это ежегодно либо определить иной временной интервал. Хотя изначально я указал, что появление новых возможностей обучения – основание для пересмотра действующего Положения, в части определения количества часов предлагаю исходить не из возможностей, а из необходимости. Если посчитать все возможности, то можно и 50, и 100 часов уделять повышению квалификации, но насколько это необходимо, насколько это отразится на рабочих графиках наших коллег, на том же качестве оказания юридической помощи, если все свободное время, а возможно, и рабочее адвокат будет уделять только обучению, а не проблемам своих доверителей? Эти вопросы при определении количества часов должны быть тщательно проанализированы. Необходимо также уделить внимание эффективности обучения: настаиваю на том, что итогом лекций и вебинаров должен быть несложный небольшой тест, по результатам которого становится ясно, что адвокат действительно был слушателем и усвоил материал.

Полагаю уместным закрепление Советом ФПА РФ федерального минимума в объеме количества часов, при этом региональные палаты с учетом особенностей и возможностей могли бы в своих локальных актах увеличивать, но не уменьшать этот объем.

Что касается учета этого времени, в рамках какого срока должен производиться учет, то от учета в один год необходимо уйти, так как важной составляющей нашей деятельности является умение адвоката планировать свое время. Нередко адвокаты берутся за дело, которое может длиться более года с очень плотным графиком работы, и уделить необходимое количество часов в определенный год не представится возможным, а напротив, в следующий год можно запланировать достаточно длительное время на обучение, которое охватит по часам несколько лет. Привычная в России «пятилетка» более подходит для целей учета времени, хотя это может быть и период в три года, он также будет позволять решить адвокату обозначенную мной проблему распределения соотношения рабочего времени и времени для повышения квалификации.

Действующая методика предусматривает три категории обучающихся:
1) адвокаты со стажем адвокатской деятельности до 1 года;
2) адвокаты со стажем адвокатской деятельности более 1 года;
3) стажеры адвокатов.

Итогом этой классификации является то, что адвокаты со стажем адвокатской деятельности до 1 года проходят обязательное обучение, организуемое адвокатской палатой субъекта РФ, в объеме не менее 30 часов по программе «Введение в профессию». Не вижу необходимости в разделении адвокатов на категории по этому критерию, сам курс «Введение в профессию», после того как адвокат сдал квалификационный экзамен, нахожу не совсем уместным, поскольку, приобретая статус адвоката, наш «новоиспеченный» коллега может взяться за любое дело, представляющее различную степень сложности, но при этом оказывается, что он еще не «введен в профессию». На практике во многих региональных палатах успешно работают «Школы молодого адвоката», где не вводят в профессию, а опытные адвокаты делятся с молодыми определенными профессиональными навыками, столь необходимыми всем адвокатам. А для помощников и стажеров курс «Ведения в профессию» абсолютно целесообразен.

Адвокаты, задействованные в органах адвокатского самоуправления, могли бы рассчитывать на определенные льготы в вопросе определения количества часов, необходимого для повышения квалификации, поскольку постоянно изучают какие-то материалы, разрабатывают положения, но, по моему мнению, все адвокаты постоянно сталкиваются в своей деятельности с какими-то новыми сферами правоприменения и также вынуждены изучать новые материалы, но при этом такая самостоятельная работа никак не учитывается с точки зрения повышения квалификации. Кроме этого, Закон об адвокатуре, Кодекс профессиональной этики адвоката закрепили обязанность для всех адвокатов, поэтому согласно принципу равноправия адвокатов (п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре), принимая возможный гнев коллег-президентов палат, полагаю, что нет оснований создавать привилегированную часть адвокатуры в части исполнения обязанностей.

Авторы статей в «АГ» должны поощряться, должна быть возможность учитывать в качестве часов повышения квалификации подготовку публикаций для «АГ». Но статья статье – рознь. Публикация, подобная той, что вы сейчас читаете, – это лишь возможность поделиться своим мнением по определенному вопросу, а есть замечательные материалы по актуальным вопросам правоприменения, в которых приводится историческая справка, идет детальный разбор проблемы – как с точки зрения теории, так и практики. Конечно же, авторы таких статей должны быть вознаграждены помимо положительных отзывов коллег еще и зачетом определенного количества часов в счет повышения квалификации.

Являясь ярым приверженцем необходимости обязательного повышения профессионального уровня адвокатов, призываю подойти к этому вопросу взвешенно и осторожно, подключив к дискуссии как можно больше коллег.