Все категории водительских прав: расшифровка подкатегорий

Водительские права категории е

После введения новых категорий и подкатегорий, категория «E» была упразднена – на ее замену пришли охарактеризованные выше категории «BE», «CE», «C1E», «DE», «D1E». При получении новых прав водители получают уже соответствующие категории.

Каким же образом происходит замена старых водительских удостоверений на новые, ведь срок их действия не превышает 10 лет?

Начиная с 1 апреля 2021 г. выдаются водительские права нового образца. Во время получения новых удостоверений нередко водители обнаруживали, что категория «Е» из предыдущих прав перенесена лишь частично. К примеру, ранее полученная категория «Е» давала право на управление любым транспортным средством с прицепом без исключения (как грузовиком, так и автобусом), а в новом удостоверении водитель получил лишь «СЕ» и «С1Е». Водитель, чаще всего, рассчитывает получить «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е».

Обычно такая проблема стоит перед водителями, которые фактически не проходили обучение и экзаменационные испытания на каждый состав транспортных средств (в отдельности «ВЕ», «СЕ», «DЕ»), а обучились и сдали экзамен исключительно на «СЕ». Водительские права, тем не менее, были получены с пометкой категории «Е» без ограничений и цена обучения на права категории «Е» не имела значения.

В настоящее время, при замене водительских прав органы ГИБДД стараются проставить лишь те категории, на которые водитель сдал практический экзамен на управление авто с прицепом. Однако, поскольку ранее водитель получил удостоверение с категорией «Е» без дополнительных отметок, следовательно, эта категория давала возможность управлять любым транспортным средством с прицепом.

При отказе проставить необходимые категории в момент замены водительского удостоверения органы ГИБДД лишают его владельца прав на управление отдельными транспортными средствами без оснований.

Свою правоту водители нередко доказывают в суде, причем при разбирательстве судебные органы, чаще всего, встают на сторону заявителя.

Как открыть новую категорию прав

Достичь 16-21 года и получить нужный стаж. Получить права может водитель определенного возраста и с нужным стажем вождения — других ограничений нет. Условия такие:

Категория

Условие

М, А1

от 16 лет

А, В, С, В1 и С1

от 18 лет

D, Tm, Tb и D1

от 21 года

BE, CE и DE

стаж вождения с категориями
В, С и D — год

C1E и D1E

стаж вождения с категориями
С, D или С1, D1 — год

Пройти обучение в автошколе. Знания и количество часов обучения для разных категорий отличаются. Например, обучение на категорию «А» занимает около 130 часов, а на категорию «D» — почти 300. Обучение на категорию «В» займет 190 часов.

В зависимости от категории цена обучения меняется: чем сложнее и крупнее техника, тем больше навыков управления придется освоить. Плюс стоимость горючего — мотоцикл будет потреблять за час учебной езды меньше топлива, чем КАМАЗ с прицепом. Вот средние цены на обучение в Москве:

Категория

Цена, руб.

М

8000

А

22 000

В

19 000

ВЕ

18 000

С

40 000

СЕ

20 000

Сдать экзамен в ГИБДД. Экзамен состоит из трех частей:

  1. теория — знания об устройстве транспорта, на котором планирует ездить курсант, о правилах дорожного движения, безопасности на дороге и первой помощи при ДТП;
  2. площадка — набор упражнений, который имитирует реальные ситуации на дороге. Например, объезд препятствий, заезд в гараж или парковка. Этот набор постоянно дорабатывается. С 1 апреля 2021 года планируется убрать эту часть из процесса получения прав;
  3. езда по городу с инспектором.

Если ученик пройдет все испытания успешно, то в тот же день получит права.

Какие категории прав открываются автоматически. Если гражданин уже получил права категории «А», «В» или «С», ему автоматически открываются подкатегории. Такое возможно, если водитель получил права до введения подкатегорий — до 5 ноября 2021 года.

Категория

Подкатегория открывается автоматически

А

А, В1 с мотоциклетным сиденьем и рулем

В

В1

С

С1

D

D1

CE

C1E

DE

D1E

Какие машины можно водить с категорией в1?

Категория В1 в 2021 году открывается для управления такими нестандартными транспортными средствами, как квадрициклами и трициклами. В нашей стране они пока редкость, поэтому стоит уделить время на знакомство с такими необычными ТС.

Квадрицикл – транспортное средство с кабиной без стекол, оснащенное четырьмя колесами.

Согласно Постановлению Госстандарта №402 от 08.10.01 г. квадрицикл должен соответствовать определенным требованиям. Весить он должен не больше 400 кг. Но если он предназначен для грузоперевозок, тогда предельная масса должна быть не больше 550 кг. Вес батарей для электроквадрициклов не учитывается.

Квадрициклы внешне схожи с квадроциклами, поэтому их часто путают. Это серьезная ошибка, так как они различаются не только техническими параметрами, но и категорией водительских прав.

В таблице ниже приведен перечень основных отличий(ст.1,16,17 Постановления №1090 ПДД; Приказ МВД №496; Приказ Минпромэнерго №192).

Особенности ТС Квадрициклы (категория B1) Квадроциклы(категория А1)
Для чего предназначено Езда на дорогах общего пользования Внедорожник с повышенной проходимостью. Не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования
Где ставится на учет ГИБДД Ростехнадзор
Категория водительских прав В1 А1
Наличие кабины Может иметь кабину или быть без нее Без кабины. Посадочное место мотоциклетного типа
Мощность двигателя Не более 20 лошадиных сил и 15 киловатт Выше указанного предела
Документы ПТС ПСМ – паспорт самоходной машины

С категорией В1 можно управлять и трициклом. Общее определение этого транспорта приведено в ГОСТ Р 52051-2003. Он оснащен 3-мя колесами. Два колеса могут быть как спереди, так и сзади.

Предлагаем ознакомиться  Об организации платных городских парковок в городе Москве

Визуально трицикл схож с мопедом, но объем его двигателя от 50 см3. Под его капотом может оказаться электрический мотор. Все зависит от выбранной модели. Разгоняется этот необычный «мотоцикл» до 50 км/ч. Трициклы нужно регистрировать в ГИБДД. В ПТС должна быть указана предельная мощность двигателя в 20 лошадиных сил и 15 киловатт.

Категории и подкатегории прав

В связи с тем, что новое российское ВУ заполучило международный формат классификации ТС, у многих стал возникать вопрос: что обозначают категории М, Tm и Tb на водительском удостоверении? Ведь на правах старого образца подобная аббревиатура отсутствовала.

Ответить на этот вопросы поможет таблица, приложенная ниже

Категории и подкатегории Расшифровка класса транспортных средств
А Тяжелые мотоциклы, объем двигателя которых превышает 125 кубических см.
А1 Скутера и мопеды, с мотором от 50 до 125 кубов.
В Легковые автомобили, весом до 3,5 т. с ограниченной вместительность (не более 8 человек).
В1 Мототехника, построенная на трех или четырехколесной базе.
ВЕ Легковая машина с прицепом, увеличивающим общую массу ТС на 750 кг.
С Грузовой транспорт, с общим весом свыше 3,5 тонн.
С1 Грузовое авто, масса которого колеблется между 3500 и 7500 кг.
СЕ ТС категории «С» с прицепом, максимальный вес которого не может превышать 750 килограмм.
С1Е Легкий грузовик С1, с небольшим полуприцепом. Разрешенный вес такого состава – 12 т.
D Полноценный автобус, с числом пассажирских мест более 8.
D1 Микроавтобус, предназначенный для перевозки людей, в количестве от 8 до 16 человек.
DE Пассажирское транспортное средство категории D с прицепом, массой до 750 кг.
D1E Автомобиль класса D1 с прицепом. Общий вес такого состава не может превышать 12 т.
M Двухколесная мототехника, с ДВЗ мощностью до 50 кубических см, или до 3,5 кВт.
Tm Трамваи.
Tb Троллейбусы.

Как можно заметить из таблицы, расшифровка ВУ нового образца стала более детальной. И теперь в ней имеют значение не только класс транспортного средства, но и объем его мотора.

Пдд:категории водительских удостоверений — энциклопедия журнала «за рулем»

Категория указывает группу транспортных средств, управлять которой имеет владелец водительского удостоверения.

Каждой категории присвоена собственная пиктограмма

Категорий всего 7 основных:
«A» — мотоциклы;
«B» — легковые автомобили;
«C» — грузовые автомобили;
«D» — автобусы;
«Tm, Tb» — тролебусы, трамваи;
«M» — мопеды и скутеры;
Кроме них имеются специальные категории «BE», «CE», «DE», «C1E», «D1E», которые дают право на управление ТС с прицепом.

Подробная классификация категорий водительских прав

А Мотоциклы
А1 Легкие мотоциклы с объемом двигателя от 50 до 125 куб.см и максимальной мощностью до 11кВт
В Автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 т и числом пассажирских мест не более 8 (помимо места водителя)
В1 Трициклы и квадрициклы
ВЕ Автомобили категории «В» с прицепом, масса которого более 750 кг
С Автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (за исключением автомобилей категории «D»), в том числе с прицепом массой до 750 кг
С1 Автомобили с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 7,5 т (за исключением автомобилей категории «D»), в том числе автомобили подкатегории «С1» с прицепом массой до 750 кг
СЕ Автомобили категории «С» с прицепом, масса которого от 750 кг до 3,5 т
С1Е Автомобили подкатегории «С1» с прицепом, масса которого более 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при суммарной массе такого состава не более 12 т
D Автомобили для перевозки пассажиров, с числом пассажирских мест более 8 (помимо места водителя), в том числе с прицепом массой до 750 кг
D1 Автомобили с числом пассажирских мест 8-16 (помимо места водителя), в том числе автомобили подкатегории «D1» с прицепом массой до 750 кг
DE Автомобили категории «D» с прицепом массой более 750 кг до 3,5 т, а также сочлененные автобусы
D1E Автомобили подкатегории «D1» с прицепом, масса которого более 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при суммарной массе такого состава не более 12 т
M Мопеды, скутеры и квадрициклы с объемом двигателя до 50 куб.см
Tm Трамваи
Tb Троллейбусы

Некоторые категории дают право управлять транспортными средствами других категорий.

Категория «А» — мотоцикл

Категория «А» дает право управлять любым типом мотоциклов, в их числе — оборудованных коляской, а также мотоколяской.
В соответствии с ПДД, мотоцикл – двухколесное транспортное средство без бокового прицепа либо с ним. Категория «А» разрешает управлять трехколесным либо четырехколесным транспортным средством массой менее 400 килограмм в снаряженном состоянии.

Подкатегория «А1»
К этой подкатегории причисляют мотоцикл с объемом двигателя не более 125 см. куб., а мощностью – не более 11 кВт, то есть к мотоцикл с небольшим двигателем и невысокой мощностью.
Водитель с правами в которых категория «А» открыта может законно управлять и ТС по категории «А1».

Категория «M» — мопед / легкий квадрицикл
Водитель с любой категорией имеет законное право на управление по категории «М».
Однако удостоверение тракториста-машиниста права на управление обозначенными мопедами не дает.

Категория «В» — легковой автомобиль
Категория «В» в водительском удостоверении разрешает управление легковым авто и небольшими джипами/ микроавтобусами/ грузовиками, отвечающим таким требованиям:
категория «В» — машина (за исключением ТС по категории «А») массой не более 3,5 тонны, числом мест (сидячих) не более восьми, не включая водительского;
автомобиль категории «В» в связке с прицепом весом не более 750 кг;
автомобиль категории «В» в связке с прицепом весом более 750 кг, но массы машины без нагрузки он не превышает, а также с условием того, что масса состава автомобиль плюс прицеп не более 3,5 тонны.
Категория «B», в том числе, разрешает управление мотоколяской, а также еще и машиной с прицепом весом не более 750 кг.
В случае если прицеп весит более 750 кг – к такому составу предъявляют дополнительные требования:
Нагруженный прицеп не может весить больше чем машина без нагрузки;
Разрешенный максимальный вес состава «автомобиль плюс прицеп» не может быть более 3,5 тонн.

Предлагаем ознакомиться  Раздельный учет НДС. Нужно ли вести. Счета, проводки

Категория «BE» — тяжелый прицеп
«ВЕ» – авто категории «В» в связке с прицепом весом более 750 кг и который весит более чем сама машина без нагрузки;
ТС категории «В» в связке с прицепом массой более 750 кг, но с условием того, что вес состава «автомобиль плюс прицеп» не должен превышать 3,5 тонн.

Подкатегория «B1» — трицикл / квадрицикл
«трицикл» — трехколесный мотоцикл, «квадрицикл» — четырехколесный.

Категория «С» — грузовой автомобиль
Категория «C» дает право управлять грузовиком массой более 3500 кг:
категория «С» – автомобиль (кроме транспорта из категории «D») весящий более 3,5 тонн;
транспорт категории «С» в связке с прицепом весом не более 750 кг.
Водитель с правами категории «С» может водить только средние и тяжелые грузовики (3500-7500 кг и более 7500 кг, соответственно), а также грузовую машину с прицепом весом не более 750 кг.
Категория «C» не дает права на управление небольшим грузовиком (менее 3,5 тонн) и легковой машиной.

Категория «СE» — с тяжелым прицепом
Категория «CE» дает право водителю с открытой категорией «С» для управления автомобилем с тяжелым прицепом (больше чем 750 кг).

Подкатегория «С1»
Дает право управлять грузовым автомобилем с весом 3,5-7,5 тонны:
подкатегория «С1» — машины (кроме авто категории «D») с массой более 3500 килограммов, но менее 7500 килограммов;
авто подкатегории «С1» в связке с прицепом который весит не больше чем 750 килограмм;
к этой подкатегории относятся также и средние грузовики массой в пределах 3500-7500 кг
Открытая категория «С» разрешает управлять машинами и по категории «С1».

Подкатегория «С1E» — тяжелый прицеп
Общий вес всего автопоезда не должен быть более 12 тонн.

Категория «D» — автобус
Категории «D» дает право управлять:
Транспортом, перевозящим пассажиров с более чем 8 сидячими местами;
машины категории «D» в связке с прицепом, весящим не больше чем 750 килограмм.
Категория «D» дает право управления автобусами различных типоразмеров не зависимо от их массы, в том числе связкой «автобус плюс прицеп» с максимальный весом последнего не более 750 кг. В том случае если масса самого прицепа более 750 кг – необходима открытая категория «DE».

Категория «DE»
Категория «DЕ» дает право управлять транспортом из категории «D» в связке с прицепом массой более 750 кг, а также сочлененным автобусом.

Подкатегория «D1»
Подкатегория «D1» дает право управлять ТС, имеющим больше 8 и меньше 16 сидячих мест, не включая водительского;
ТС подкатегории «D1» в связке с прицепом весом не более 750 килограмм;
Такая подкатегория разрешает управлять маленьким автобусом ( от 9 до 16 мест), а также эксплуатировать легкий прицеп (вес — менее 750 кг).

Подкатегория «D1E» — тяжелый прицеп
Подкатегория «D1Е» дает право управлять ТС подкатегории «D1» в связке с прицепом массой не больше 750 кг и который не эксплуатируется для перевозки людей. Масса прицепа не должна быть больше массы самого основного транспорта без нагрузки и общая масса такой сцепки не должна быть больше 12 тонн.
Категория «D» разрешает водителю управлять ТС из категории «D1», а «DE» – из категории «D1E».

Категория «Tb» / «Tm» — трамвай /троллейбусы
Категория дает право управлять трамваем или троллейбусом

Процедура открытия новой категории

Нередко встречается ситуация, когда водитель не удовлетворён наличием возможности управлять теми автотранспортными средствами, которые присутствуют в его ВУ. В этом случае процедура открытия новых категорий аналогична той, что действует для новичков – нужно пройти обучающий курс, успешное окончание которого предоставляет допуск к сдаче трехкомпонентного экзамена в ГИБДД.

Чтобы стать курсантом автошколы, требуется представление следующего перечня документов:

  • паспорта резидента РФ – сведения из основного документа будут занесены в договор (вместе с другими идентификационными данными – ФИО, контактным телефоном, адресом прописки, наличием образования, текущим местом работы);
  • медсправки Ф083/У-89, для получения которой нужно пройти медкомиссию с привлечением целого ряда профильных специалистов;
  • не достигшие 27-летнего возраста особи мужского пола должны предъявить военный билет (допризывники – ПС);
  • трёх фотографий 3.0х4.0 (допускаются чёрно-белые изображения), которые будут использованы для личной/медкарты.

Оплата обучения, как правило, производится авансовым платежом, но некоторые автошколы практикуют предоставление рассрочки.

После прохождения полного курса обучения можно приступать к сдаче госэкзамена на знание ПДД и умение управлять автотранспортом (этому обычно предшествует сдача внутреннего экзамена, на основании которого определяется, допускать ли претендента к испытаниям в ГАИ).

Для ГИБДД потребуется свой список документов, включающий:

  • заявление, бланк которого обычно дают в автошколе после её окончания;
  • паспорт резидента РФ;
  • медсправку;
  • ВУ;
  • регистрационный документ;
  • справку об успешном прохождении обучающего курса;
  • квитанцию, подтверждающую факт оплаты сдачи госэкзамена;
  • фотографию (если права изготавливаются автоматически непосредственно в ГИБДД – не требуется).
Предлагаем ознакомиться  Приставы по алиментам, как заставить их работать?

После предоставления в ближайшее подразделение ГИБДД заявления вместе с пакетом прилагающихся документов оно должно быть рассмотрено, а его подателю будет назначена дата, время и место сдачи госэкзамена. Все мероприятия, включая как сам экзамен, так и замену ВУ, проводятся по месту регистрации подателя заявления, либо по месту фактического пребывания/проживания.

Сам экзамен состоит из трёх этапов (исключением является получение категорий М и А): проверка теоретических знаний ПДД, езда на площадке и в городских условиях.

Теоретическая часть – это автоматизированная сдача экзамена в компьютерном классе. Как правило, состав группы колеблется в пределах 10-20 человек, для каждого экзаменуемого выделяется компьютер, на котором и происходит сама процедура. Теоретический экзамен – это 20 вопросов, которые выбираются из общего пула в 800 вопросов случайным образом.

На каждый вопрос даётся одна минута, то есть весь экзамен длится не более 20 минут. Ответ на вопрос выбирается из нескольких ответов, правильным из которых является только один. Три и более ошибки уже не дают право на допуск к практической части экзамена, то есть допустивший их экзаменуемый должен покинуть ГИБДД ни с чем.

Те, кто допустил 2 и менее ошибок, могут готовиться к следующему этапу госэкзамена.

Он проводится на специально оборудованной площадке, которая обычно находится непосредственно в районе расположения отделения ГИБДД. Сам экзамен заключается в проверке навыков вождения экзаменуемого, связанных с выполнением сложных манёвров – езда задним ходом, трогание транспортного средства с места в горку с достаточно большим градиентом, выполнение разворота в ограниченном пространстве, а также остановка ТС перед стоп-линией.

Если всё хорошо и на этом этапе, можно приступать к сдаче экзамена в городских условиях.

Обычно наибольшее количество испытуемых отсевается именно этом этапе или во время сдачи теоретического экзамена. Само испытание заключается в езде по городским дорогам, при этом водитель должен выполнять требования инспектора ГИБДД и сопоставлять их с дорожной обстановкой, включая разметку и требования дорожных знаков.

Его задача – не допустить нарушений ПДД, поскольку указания инспектора могут быть и провокационными. За каждое нарушение испытуемому начисляются штрафные баллы, количество которых коррелирует с серьёзностью нарушения. Если в итоге наберётся более пяти штрафных баллов, экзамен считается проваленным.

Если все три экзамена были успешно сданы, экзаменуемый должен оплатить госпошлину, после чего его пригласят в отделение ГИБДД для фотографирования. Через полчаса после этого можно получить на руки права, в которые будут внесены соответствующие изменения в части категорий ТС, управление которыми для обладателя ВУ разрешено. Стандартный срок действия водительских прав – десять лет с момента выдачи.

В случае провала теоретической части экзамена назначается повторный экзамен, сдача которого не может быть осуществлена ранее, чем по прошествии 7 дней. Если ГАИ отказала претенденту в допуске к сдаче повторного экзамена, она должна предупредить испытуемого в письменной форме с обязательным описанием причин отказа.

При сдаче практической части экзамена используются автомобили, оснащённые спаренными педалями тормоза/сцепления, спецзнаком «Учебное транспортное средство», а также установленным со стороны экзаменатора зеркалом заднего вида. При этом транспортное средство должно соответствовать категории, которую хочет получить испытуемый.

Успешность сдачи экзаменов во многом зависит от качества обучения. К сожалению, не все автошколы в состоянии обеспечить максимально комфортный режим, чему есть множество субъективных и объективных причин, от банальной нехватки инструкторов до их недостаточной квалификации или отсутствия педагогического опыта.

Многие подобные заведения практикуют обман, когда вместо положенных 50 часов наезда вместе с инструктором из-за их загруженности учащийся наезжает 20-30 часов, а остальное дописывается. Разумеется, в большинстве случаев это отрицательно сказывается на навыках вождения.

Нередки случаи, когда вы начинаете обучаться с одним инструктором и на определённой машине, а в процессе обучения приходится пересаживаться на другую с другим инструктором. Многие курсанты жалуются, что они во время обучения в автошколе знакомились с городскими маршрутами, которые в итоге не совпадали с теми, которые использовались при сдаче экзамена.

В любом случае, чтобы выбрать оптимальное заведение для прохождения обучения, следует учесть множество факторов, при этом желательно выслушать мнение тех, кто успешно прошёл обучение и сдал экзамены в ГИБДД.

Отметим также возрастной ценз для претендентов на получение водительских прав для конкретных категорий:

  • «А1»/«М» можно открыть, если претенденту на момент сдачи госэкзамена исполнилось 16 лет;
  • «А» можно получить, если вам исполнилось 18 лет;
  • чтобы получить ВУ с открытой категорией «В», можно проходить обучение, начиная с 17-летнего возраста. Но к сдаче экзамена допускаются только 18-летние;
  • «С» – действуют те же ограничения, что и для «В»;
  • получить отметку в ВУ напротив категорий «В1»/«С1» также можно с 18-летнего возраста, но в этом случае и обучение начинается с 18 лет;
  • наибольшие требования касательно возрастного ценза предъявляются к категориям «D»/«D1», «Tm»/«Tb» – здесь к обучению можно приступать. Начиная с 21-летнего возраста.

Отметим, что для получения отметки напротив категории «Е» и всех других аббревиатур, в обозначении которых присутствует данная буква («ВЕ»/«СЕ»/«DE»), необходим как минимум годичный опыт управления ТС категорий «B»/«С»/«D». Каких-либо дополнительных документов предъявлять при этом не требуется, достаточно прав с соответствующей открытой категорией на протяжении последних 12 месяцев.

Для открытия подкатегорий «C1E»/«D1E» требуется наличие открытых категорий «C»/«C1» или «D1»/«D».