Приоритетные проекты — Правительство России

Утвержден состав общественно-делового совета по вопросам основного направления стратегического развития российской федерации «ипотека и арендное жилье»

Состав
утверждён Первым заместителем Председателя Правительства Игорем Шуваловым:

Кузнецов А.В. — старший вице-президент группы
«Гута» (председатель общественно — делового совета)

Алымова Н.А. — директор департамента
розничных нетранзакционных продуктов  ПАО
«Сбербанк России»

Мау В.А. — ректор Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации  

Солощанский О.М. — президент АО «ГК
Интеко», член Президиума общественного совета при Минстрое России

Сучков А.Ю. — старший вице-президент ПАО
«Банк ВТБ»

Шитов Н.В. — председатель Совета директоров
«Банка Жилищного Финансирования»

***

В рамках общественно-деловых советов деловые и
общественные объединения, заинтересованные в результатах реализации
приоритетных проектов, участвуют в определении основных требований к
результатам проектов и в приемке промежуточных и окончательных результатов, а
также в мониторинге и оценке реализации проекта.

Согласно Положению об организации проектной деятельности в
Правительстве Российской Федерации
общественно-деловые
советы формируются по отдельному приоритетному проекту, программе проектов или
по направлению стратегического развития в целом. В состав общественно-деловых
советов входят представители общественных и деловых объединений, иных
организаций и групп граждан, непосредственно заинтересованных в результатах
приоритетных проектов соответствующего направления.

Основные функции
общественно-делового совета в рамках управления приоритетными проектами:

— участвовать в
определении основных требований к результатам проекта или программы проектов,
качественных результатов и ключевых показателей эффективности;

— готовить и направлять
проектному комитету заключение на паспорт приоритетного проекта или программы
проектов;

— участвовать в приемке
промежуточных и окончательных результатов проекта или программы проектов, а
также в организации мониторинга, оценки и иных контрольных мероприятий по
проекту или программы проектов;

— разрабатывать
рекомендации и предложения по увеличению выгод от проекта или программы
проектов, а также рекомендации по управлению рисками.

Представители
общественно-делового совета входят в состав соответствующих проектных
комитетов.

Ипотека или аренда: что выгоднее в новых экономических условиях

Арендовать жилье в среднесрочной перспективе выгоднее, чем покупать с помощью ипотеки. Однако россияне предпочитают переплатить, но получить жилье в собственность

Аренда жилья в финансовом плане выигрышнее, чем приобретение квартиры в ипотеку. За счет разницы между арендной ставкой и ежемесячным платежом по кредиту в течение 20–30 лет можно накопить на 100%-ную оплату новой квартиры, подсчитали московские риелторы по просьбе «РБК-Недвижимости». Выгодными условия по ипотеке становятся в том случае, если у покупателя достаточно собственных средств, чтобы внести не менее 63–65% от стоимости жилья в качестве первоначального взноса.

Языком цифр

По итогам шести месяцев 2021 года средний бюджет покупки однокомнатной квартиры в Москве, по данным риелторской компании Est-a-Tet, составил 5,8 млн руб. При такой цене размер ежемесячных выплат по ипотеке (по программе с субсидированной ставкой при первоначальном взносе от 20%) составит 49,5 тыс. руб. Если брать кредит в рамках стандартных ипотечных программ (с минимальной ставкой от 13,5% и первоначальным взносом от 15%), то размер ежемесячных выплат будет выше — 59,6 тыс. руб.

При этом в аренду однокомнатная квартира экономкласса в Москве в среднем сдается за 28–30 тыс. руб., комфорт-класса — за 35–38 тыс. руб. в месяц. Получается, что средний ежемесячный платеж по жилищному кредиту для однокомнатной квартиры больше средней арендной ставки как минимум на 21,6 тыс. руб. в месяц.

Аналогичные расчеты Est-a-Tet для двухкомнатных и трехкомнатных квартир показали, что ипотека вдвое дороже, чем аренда (см. таблицу).

квартира

Средний бюджет
предложения,
млн руб.

Ипотека с господдержкой,
ставка 11,5%,
срок кредита до 20 лет,
платеж в руб.

Стандартная программа,
ставка 13,5%,
взнос от 15%,
срок кредита до 20 лет,
платеж в руб.

Средняя ставка аренды,
руб. в месяц

ЭКОНОМ / КОМФОРТ

1-комнатная

5,8

Взнос 20%, платеж 49 590

Платеж 59 622

28 000 — 35 000

2-комнатная

9

Взнос 20%, платеж 76 950

Платеж 92 517

35 500 — 45 000

3-комнатная

11,9

Взнос 35%, платеж 82 670

Платеж 122 330

45 000 — 61 000

БИЗНЕС

1-комнатная

12,1

Взнос 35%, платеж 84 060

Платеж 124 380

55 000

2-комнатная

19

Взнос 60%, платеж 81 225

Платеж 195 315

90 000

3-комнатная

25,9

Взнос 70%, платеж 83 042

Платеж 266 245

140 000

Источник:  Est-a-Tet

Председатель правления группы компаний «Миэль» Оксана Вражнова рассмотрела ситуацию на конкретном примере однокомнатной квартиры в Медведково площадью 39 кв. м, за которую продавец просит 7 млн руб. «При первоначальном взносе в 30%, сроке кредитования в 20 лет и процентной ставке в 14% сумма платежа по кредиту составит 61 тыс. руб. в месяц. За 20 лет набежит переплата порядка 10 млн руб.», — подсчитала риелтор.

Стоимость найма той же квартиры, по ее словам, составляет примерно 30 тыс. руб. в месяц. То есть на ту сумму, которую человек переплачивает по ипотеке, он может снимать квартиру 28 лет. Взносы по ипотеке и арендная ставка будут сопоставимы только в том случае, если покупатель заплатит первоначальный взнос в размере 65%, следует из расчетов, приведенных Оксаной Вражновой.

К аналогичному выводу пришли риелторы компании «Инком-Недвижимость». «Наши расчеты показали, что ежемесячный платеж будет равен сумме арендной платы, если первоначальный взнос не меньше 63% от стоимости залогового имущества», — рассказал директор департамента вторичного жилья «Инком» Сергей Шлома.

Еще один пример разобрала председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. «Для однокомнатной квартиры в пятиэтажном доме в районе Речного вокзала стоимостью 5,5 млн руб. ежемесячный платеж по ипотеке на 30 лет составит 57,3 тыс. руб. Аренда такой же «однушки» стоит не более 28 тыс. руб. Если разницу от потенциального ежемесячного платежа в размере 29 тыс. руб. откладывать, то за 30 лет накопится 10,4 млн руб. Неизвестно, как изменятся цены на жилье, однако гражданин избежит переплаты по процентам. А это 16,2 млн руб.», — делает вывод Ирина Доброхотова.

Расчеты могут корректироваться в случае, если ипотечные кредиты привлекаются при альтернативных (обменных) сделках, уточняют риелторы. «В рамках альтернативных схем, при которых вырученные средства за продажу прежней квартиры идут в качестве первоначального взноса за вновь приобретаемую, при досрочном погашении кредита заемщик может существенно сократить и сумму аннуитетного платежа, и сумму общей переплаты», — говорит Оксана Вражнова.

На вторичном рынке жилья, как отмечает Сергей Шлома, сейчас очень мало прямых ипотечных покупателей — не более 3–5%. Остальные — это участники альтернативных сделок, для которых ипотечный кредит является доплатой. В среднем они берут в кредит по ипотеке порядка 3,2 млн руб. При ставке 13,5% им ежемесячно нужно отдавать банку примерно 41,5 тыс. руб. при сроке кредитования 15 лет, 37,3 тыс. руб. — при сроке 25 лет. Это уже сопоставимо с арендой «однушки» комфорт-класса.

Предлагаем ознакомиться  Профессия Специалист по информационной безопасности: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Менталитет побеждает арифметику

Финансовые потери — это не тот стимул, который может заставить российских покупателей отказаться от мечты иметь собственное жилье, уверены риелторы. «Специфика российского рынка существенно отличается от западного, где люди привыкли снимать жилье на протяжении всей жизни. У нас наличие и качество собственного жилья является критерием жизненного успеха и семейной стабильности еще с советских времен. Менталитет большинства россиян таков, что они отдают явное предпочтение ипотечным кредитам», — считает ведущий специалист департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука жилья» Екатерина Артемова. Пока, по ее словам, аренда в нашей стране — это чаще всего вынужденная мера из-за невозможности купить отдельную квартиру даже с помощью ипотеки.

В Москве вопрос выбора между ипотекой и арендой квартиры нужно решать исключительно в индивидуальном порядке. «Однозначного ответа, что лучше — арендовать или брать кредит, быть не может. Все зависит от целей и жизненных возможностей каждого человека», — уверена Оксана Вражнова. «Для одного человека основополагающим фактором является наличие собственной квартиры, другому важно быть мобильным — менять дома, районы или города в зависимости от обстоятельств», — отмечает Екатерина Артемова.

Решение, как говорят риелторы, может быть продиктовано многими исходными условиями: временем, которое человек планирует жить в Москве, уровнем доходов и надежностью его источника, составом семьи и пр.

Владимир Миронов

Аренда

Плюсы аренды:

  1. Основной плюс аренды — это, насколько я понимаю, мобильность. То есть вы можете найти работу, в принципе в любой точке города или страны и рядом арендовать жилье. И так же, если Вы не определились в каком городе или районе хотели бы жить, можно арендовать там жильё и пожить энное количество времени, чтобы понять целесообразность покупки там недвижимости, чтобы обосноваться там на всю жизнь или какое-то длительное время.
  2. Можно выбрать квартиру под ситуацию, которая может меняться в течение времени и не раз. Например пандемия, увольнение или закрытия бизнеса. Можно выбрать жильё более демократичное на время становления на ноги. Другой пример, увеличение количества членов семьи, не позволяющей расположится в нынешнем жилье, а как водится к этому времени бюджет и так будет испытывать стресс с добавлением новых статей расходов. Это все можно отнести наверное к мобильности.
  3. Возможность жить здесь и сейчас в том районе, в котором вы бы не смогли себе позволить купить жилье. Но при этом месячная аренда жилья будет кусаться естественно, но будет возможность прикоснуться к «прекрасному».
  4. В арендной квартире не надо думать о будущем квартиры, то есть, текущий ремонт, забота о поверки счётчиков, ремонты подъездов и всякого рода забот общедомовых нужд. Так же выплата налогов капремонтов и т.д. конечно это может входить в стоимость аренды, но об этом голова по отдельности не болит.

Минусы аренды:

  1. Эмоциональная (не для всех конечно). У тебя нет своего жилья. Ты не можешь (по большей части) сделать арендованную квартиру под себя, не спросив и не получив разрешение от арендодателя. Если снимаешь комнату, то ещё дополнительный напряг — это конечно сосед, с которым приходится мириться, не всегда конечно, но всё же. Нарушение личного пространства, арендодатель может приходить иногда в неудобное время или вообще не предупреждать. Всякое бывает, зависит от арендодателя.
  2. Мошенничество. Там где рынок большой, а это Москва, конечно очень много мошенников. Можно деньги потерять легко и непринужденно. Думаю, этих примерно куча.
  3. Не все регистрируют в квартире, или только за доп. плату. А это иногда важно, а если почитать закон то можно узнать, что даже гражданин РФ не может находиться не своем субъекте РФ (там где он зарегистрирован) больше чем 90 дней. И даже если по другому адресу проживает в этом же субъекте тоже нужно регистрироваться. Но этого конечно не соблюдают. Да и подтвердить или опровергнуть где ты живёшь не так просто, не будут этим заниматься органы (я так думаю).
  4. Риэлторы. Почему-то в РФ без риэлтора очень маленький манёвр. А это комиссионные. А ещё чтобы начать арендовать квартиру сразу нужно значительную сумму денег, это первый месяц, последний месяц, депозит и всё что ещё можно придумать. Так можно и на первоначальный взнос на ипотеку насобирать)) ну об этом позже.

Паспорт приоритетного проекта ипотека и арендное жилье

Утвержден

президиумом Совета

при Президенте Российской Федерации

по стратегическому развитию

и приоритетным проектам

(протокол от 19 октября 2021 г. N 8)

ПАСПОРТ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА «ИПОТЕКА И АРЕНДНОЕ ЖИЛЬЕ»

1. Основные положения

2. Содержание приоритетного проекта

План достижения показателей проекта

Показатель

Тип показателя

Базовое значение (2021)

Период, год

2021 год

2021 год

2021 год

2020 год

2025 год (прогноз)

1. Объемы ввода жилья, млн кв. метров ежегодно

основной

85,3

81

88

94

100

120

1.1 В т.ч. объем ввода индустриального жилья

аналитический

50,1

46

53

59

65

85

1.2 Площадь земельных участков, вовлеченных в оборот АО «АИЖК», га

аналитический

3200

3200

3300

3400

3600

4000

1.3 Годовой объем ввода жилья в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»

аналитический

5,5

5,2

5

4,7 «1»

2. Количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов, тыс. шт. в год

основной

700

921

1 000

1 100

1 200

1 700

2.1 Объем ежегодно выпускаемых ИЦБ с поручительством АИЖК, млрд руб.

аналитический

50

100

150

200

450

2.2 Объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов, трлн рублей в год

аналитический

1,2

1,7

1,9

2,2

2,5

4,5

3. Объем ежегодного финансирования «пилотных» проектов по созданию арендного жилья и апартаментов, млрд руб.

основной

10

15

20

20

40

4. Коэффициент доступности жилья

аналитический

2,7

2,6

2,5

2,5

2,4

2,3

———————————

«1» В соответствии с пунктом 4 протокола заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проекта от 1 августа 2021 г. N 1 в проекте федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2021 и 2021 годов предусмотрено финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению «Ипотека и арендное жилье» в объеме 20 млрд рублей ежегодно. Необходимо принятие отдельного решения о выделении средств на 2020 год.

Результаты проекта

Реализована программа АО «АИЖК» по вовлечению федеральных земель под жилищное строительство общей площадью более 13 500 га, расположенных внутри городов с численностью населения более 250 тыс. человек.

Обеспечен суммарный ввод жилья 20,4 млн. кв. метров в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 1050.

Выпущены ипотечные ценные бумаги с поручительством АО «АИЖК». Доля выпуска ИЦБ с поручительством АО «АИЖК» к концу 2020 года составляет не менее 40% всего выпуска ИЦБ.

Ипотечный рынок переведен в электронный формат (к 2021 году создана возможность полного цикла обслуживания заемщика: от выдачи кредита до регистрации недвижимости).

Реализованы пилотные проекты по созданию арендного жилья и апартаментов, в крупнейших городах России через механизмы паевых инвестиционных фондов. К концу 2020 года общий объем средств в таких ЗПИФН составляет 65 млрд. рублей.

Предлагаем ознакомиться  Могут ли посадить в тюрьму за неуплату алиментов и дать реальный срок 2021

Описание модели функционирования результатов проекта

1. Стимулирование строительства жилья:

1.1. АО «АИЖК» реализует программу по вовлечению федеральных земель в центральных частях крупных городов (численностью свыше 250 тыс. чел.) (более 13 500 га) в жилищное строительство.

1.2. Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой на вовлекаемых земельных участках в полном объеме, что позволит уменьшить финансовую нагрузку на застройщиков и обеспечить низкие цены на жилье для граждан.

1.3. Выделение средств федерального бюджета в размере 20 млрд. рублей ежегодно на субсидирование строительства объектов инфраструктуры в рамках проектов развития территории, расположенных в границах населенных пунктов, что позволит обеспечить годовой объем ввода жилья порядка 5 млн. кв. метров. Указанный показатель определен исходя из средней стоимости строительства 1 кв. метра общей площади отдельно стоящих жилых домов квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений, и средней доли субсидируемых расходов на строительство автомобильных дорог, коммунальной и социальной инфраструктуры в размере 11,5% от общей стоимости жилья в рамках проектов. Так как отбор проектов будет производится по соответствию определенным критериям, такой подход позволит создать не только качественное жилье в количественном выражении, но и комфортную среду проживания для граждан.

2. Развитие рынка ипотечного кредитования:

2.1. Ипотечные ценные бумаги с поручительством АО «АИЖК» обеспечат банкам равный доступ к источникам долгосрочного финансирования ипотечных кредитов и инструментам управления кредитным риском (за счет обмена портфелей ипотечных кредитов на ценную бумагу с поручительством АО «АИЖК»). За счет повышения ликвидности и снижения кредитного риска у банков, граждане получат более низкие процентные ставки и надежный финансовый инструмент сохранения и инвестирования сбережений.

2.2. Внедрение электронного документооборота (электронной закладной) на ипотечном рынке позволит снизить затраты на выдачу и рефинансирование ипотеки, сократить временные издержки участников и увеличить оборачиваемость средств, направляемых на ипотечное кредитование.

3. Развитие рынка арендного жилья:

3.1. Реализация пилотных проектов по созданию арендного жилья и апартаментов в крупнейших городах через механизмы паевых инвестиционных фондов (коллективные инвестиции). Для этого АИЖК, как институт развития, будет использовать инструмент коллективных инвестиций на базе закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости (далее — «ЗПИФН»). АИЖК выступит в качестве якорного инвестора (пайщика) ЗПИФН и создаст дочернюю управляющую компанию — организацию Единого института развития для управления паевыми инвестиционными фондами. Оплата паев ЗПИФН будет осуществляться денежным средствами. ЗПИФН смогут выступать в качестве соинвестора строительства жилья или апартаментов (на основании договора долевого участия в строительстве, заключаемого с застройщиком в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ), приобретать готовое жилье или апартаменты. Реализация таких проектов позволит отладить механизмы создания и финансирования арендного жилья, внести необходимые изменения в регуляторную среду. Они позволят продемонстрировать потенциальным инвесторам наличие спроса на арендное жилье и апартаменты и экономическую эффективность, что позволит в дальнейшем масштабировать проекты.

3.2. Проведение пилотных сделок по реализации паев ЗПИФН арендного жилья и апартаментов, создаст для граждан новый инструмент, позволяющий диверсифицировать инвестиционный портфель за счет добавления нового класса активов — арендного жилья и апартаментов.

3. Этапы и контрольные точки

N

Наименование

Тип (завершение этапа/контрольная точка)

Срок

1.

Проект инициирован (паспорт проекта утвержден)

завершение этапа

1 ноября 2021 г.

2.

Утверждение сводного плана проекта

завершение этапа

19 декабря 2021 г.

Развитие жилищного строительства

3.

Принято решение о выделении средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению «Ипотека и арендное жилье»

завершение этапа

19 октября 2021 г.

4.

Принято постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2021 — 2020 годы»

контрольная точка

31 декабря 2021 г.

5.

Утверждение перечня субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме «Стимулирование программ развития жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021 — 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 1050

контрольная точка

1 апреля 2021 г.

6.

Принят федеральный закон, направленный на совершенствование порядка проведения единым институтом развития аукционов с земельными участками (в т.ч. установление порядка проведения аукционов в электронной форме) и совершенствование правового регулирования деятельности жилищно-строительных кооперативов

контрольная точка

1 апреля 2021 г.

7.

Принят федеральный закон, регулирующий залог паев жилищно-строительных кооперативов в целях создания условий для кредитования граждан-членов таких кооперативов

контрольная точка

1 апреля 2021 г.

8.

Принято Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решение о вовлечении в оборот земельных участков.

завершение этапа

1 июня 2021 г.

9.

Подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство в целях упрощения комплексного освоения и реновации застроенных территорий, регистрации объектов жилищного строительства и коммуникаций

контрольная точка

30 июня 2021 г.

10.

Разработан стандарт использования земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся в федеральной собственности

контрольная точка

1 июля 2021 г.

11.

Принято решение о выделении средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению «Ипотека и арендное жилье»

завершение этапа

19 октября 2021 г.

12.

Приняты поправки в законодательство с целью систематического информирования АО «АИЖК» о неэффективно используемых или неиспользуемых ЗУ в федеральной собственности

контрольная точка

31 декабря 2021 г.

13.

Подготовлена программа, направленная на обеспечение потребности российских граждан в жилье к 2025 году

контрольная точка

31 декабря 2021 г.

14.

Утверждение перечня субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме «Стимулирование программ развития жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021 — 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 1050

контрольная точка

1 апреля 2021 г.

15.

Принято Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решение о вовлечении в оборот земельных участков.

завершение этапа

1 июня 2021 г.

16.

Принято решение о выделении средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению «Ипотека и арендное жилье»

завершение этапа

19 октября 2021 г.

17.

Утверждение перечня субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме «Стимулирование программ развития жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021 — 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 1050

контрольная точка

1 апреля 2021 г.

18.

Принято Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решение о вовлечении в оборот земельных участков.

завершение этапа

1 июня 2021 г.

19.

Принято решение о выделении средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению «Ипотека и арендное жилье»

завершение этапа

19 октября 2021 г.

20.

Внедрены лучшие мировые практики в области регулирования жилищного строительства

контрольная точка

30 августа 2020 г.

21.

Утверждение перечня субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме «Стимулирование программ развития жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021 — 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 1050

контрольная точка

1 апреля 2020 г.

22.

Принято Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решение о вовлечении в оборот земельных участков.

завершение этапа

1 июня 2020 г.

Развитие рынка ипотеки

23.

Установлен риск-вес 20% для ипотечных ценных бумаг с поручительством АИЖК (внесение изменений в инструкцию 139-И Банка России)

контрольная точка

31 декабря 2021 г.

24.

Организованы 2 пилотных сделки по выпуску ИЦБ с поручительством АИЖК

завершение этапа

30 июня 2021 г.

25.

Приняты поправки в законодательство в части регулирования выдачи и обращения электронной закладной

контрольная точка

1 января 2021 г.

26.

Создана возможность полного цикла обслуживания заемщика в электронном формате (от выдачи кредита до регистрации недвижимости) и первые пилотные сделки

завершение этапа

31 декабря 2021 г.

27.

Приняты поправки в законодательство в части раскрытия информации по выдаваемым кредитам

контрольная точка

1 января 2021 г.

28.

Выдан первый кредит с использованием электронной закладной

контрольная точка

15 апреля 2021 г.

29.

Подготовка инфраструктуры к выдаче ипотечных кредитов с электронной закладной

контрольная точка

15 апреля 2021 г.

30.

Внедрены лучшие мировые практики в области ипотечного кредитования

завершение этапа

30 августа 2020 г.

Развитие рынка арендного жилья

31.

Утверждены условия реализации программ и продуктов, направленных на реализацию проектов арендного жилья и апартаментов

контрольная точка

31 марта 2021 г.

32.

Создана инфраструктура ЗПИФН

контрольная точка

31 марта 2021 г.

33.

Первый пилотный проект арендного жилья сдан в эксплуатацию

завершение этапа

1 октября 2021 г.

34.

Приняты поправки в законодательство в части снятия излишних ограничений и стимулирования арендного жилья

контрольная точка

1 января 2021 г.

35.

Проведены пилотные сделки по реализации паев ЗПИФН арендного жилья и апартаментов

контрольная точка

1 июня 2021 г.

36.

Подготовлены рекомендации по запуску фондов арендного жилья с учетом полученного опыта, в т.ч. документация для развития проектов арендного жилья с использованием проектов повторного применения.

контрольная точка

30 июня 2020 г.

37.

Внедрены лучшие мировые практики в области арендного жилья и апартаментов, в т.ч. по налоговому стимулированию

завершение этапа

30 августа 2020 г.

38.

Сформированы активы ЗПИФН арендного жилья на 65 млрд рублей

контрольная точка

31 сентября 2020 г.

39.

Отчет о реализации проекта

завершение этапа

15 ноября 2020 г.

40.

Завершена реализация пилотных проектов. Принято решение о реализации проектов по строительству арендного жилья в городах-миллионниках.

завершение этапа

15 ноября 2020 г.

41.

Проект завершен. Итоговый отчет утвержден.

завершение этапа

31 декабря 2020 г.

Предлагаем ознакомиться  Художник по свету должностная инструкция - Новости, Выставки, Семинары, Курсы - Художники по свету, Lighting Design, осветители, световики

4. Бюджет приоритетного проекта

———————————

«2» В соответствии с пунктом 4 протокола заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проекта от 1 августа 2021 г. N 1 в проекте федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2021 и 2021 годов предусмотрено финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению «Ипотека и арендное жилье» в объеме 20 млрд рублей ежегодно. Необходимо принятие отдельного решения о выделении средств на 2020 год.

5. Описание приоритетного проекта

Связь с государственными программами Российской Федерации

Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 323)

Формальные основания для инициации

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2021 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета по вопросам развития строительной отрасли и совершенствовании градостроительной деятельности 16 мая 2021 г.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2021 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 14 мая 2021 г.) (развитие рынка труда, развитие институтов социальной сферы).

Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 2242-р).

Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2021 — 2021 годов (одобрены Советом директоров Банка России 26 мая 2021 г.)

Ключевые риски и возможности

Ключевыми рисками реализации проекта являются следующие:

отсутствие/задержка регуляторных изменений

Мероприятия по предупреждению наступления риска: создание рабочих групп с ответственными ФОИВами по согласованию изменений в законодательство Российской Федерации

ухудшение макроэкономических условий (в т.ч. рост ключевой ставки и стоимости фондирования), как следствие сокращение спроса граждан на жилье и ипотеку.

Мероприятия по предупреждению наступления риска: регулярный мониторинг внешней среды, корректировка основных программ и продуктов, реализация механизмов и условий льготной ипотеки

отсутствие у потенциальных инвесторов спроса на однотраншевые ИЦБ с поручительством АИЖК

Мероприятия по предупреждению наступления риска: повышение привлекательности таких ИЦБ, в т.ч. путем внесения регуляторных изменений

высокий уровень конкуренции со стороны «теневого» сектора аренды жилья, сохранение возможностей бесплатной приватизации жилья, предоставленного по договорам социального найма.

Мероприятия по предупреждению наступления риска: внесение изменений в законодательство Российской Федерации

отсутствие финансирования мероприятий по обеспечению объектами инфраструктуры проектов комплексного развития территории

Мероприятия по предупреждению наступления риска: изменение значений показателей реализации приоритетного проекта по направлению «Ипотека и арендное жилье»

Основными возможностями реализации проекта являются:

высокий потенциал роста объемов ипотечного кредитования и ИЦБ (текущий уровень по отношению к ВВП в разы ниже стран-аналогов)

Мероприятия по реализации возможности: участие крупнейших ипотечных кредиторов в проведении сделок секьюритизации

улучшение макроэкономической ситуации (в т.ч. снижение ключевой ставки и стоимости фондирования), как следствие увеличение спроса граждан на жилье и ипотеку.

Мероприятия по реализации возможности: пересмотр значений основных и аналитических показателей проекта

Дополнительная информация (предположения)

Инвестиционный план ресурсоснабжающих организаций, утверждается без участия сторонних организаций, соответственно включение вовлеченных земельных участков в инвестиционная программу не зависит от участников проекта.