Как стать резидентом особой экономической зоны «Технополис “Москва”» / Новости города / Сайт Москвы

Инвестиционная активность резидентов оэз

Рис. 5. Размер инвестиций резидентов в ОЭЗ в 2021-2021 гг., млрд. руб. 

Количество резидентов и объем осуществленных ими инвестиций играют определяющее значение при выборе ОЭЗ, так как неэффективные могут прекратить свою деятельность, из-за чего резиденты могут потерять все льготы. Например, в 2021 году были признаны неэффективными и ликвидированы ПОЭЗ в Хабаровском крае и Мурманской области, после чего правительство ввело мораторий на создание новых ОЭЗ, который был отменен только в августе 2021 года.

Таблица 1. Инвестиционная активность резидентов особых экономических зон в 2021 году

Наименование ОЭЗ

Регион

Год создания

Кол-во резидентов, ед.

Кол-во созданных рабочих мест

Совокупный объем инвестиций, млн руб.

Всего

в т.ч. с иностр. участием

ОЭЗ ППТ

«Алабуга»

Татарстан

2005

66

27

8 041

126 395,24

«Липецк»

Липецкая обл.

2005

62

28

4364

61 036,16

«Тольятти»

Самарская обл.

2021

22

9

1321

12 361,24

«Титановая долина»

Свердловская обл.

2021

16

3

431

6 952,50

«Моглино»

Псковская обл.

2021

12

6

119

1 526,09

«Калуга»

Калужская обл.

2021

16

3

1784

18 713,25

«Ступино Квадрат»

Московская обл.

2021

12

3

420

4 984,40

«Лотос»

Астраханская обл.

2021

11

2

752

1 190,92

«Узловая»

Тульская обл.

2021

11

0

708

6 945,22

ОЭЗ ТВТ

«Дубна»

Московская обл.

2005

154

12

4 052

4 777,50

«Санкт-Петербург»

Санкт-Петербург

2005

51

7

3760

8 277,37

«Томск»

Томская обл.

2005

63

10

2260

2 865,13

«Технополис «Москва»

Москва

2005

50

4

5743

6 128,00

«Исток»

Московская обл.

2021

17

2

326

9 529,00

«Иннополис»

Татарстан

2021

77

9

2021

4 599,80

ПОЭЗ

«Ульяновск»

Ульяновская обл.

2009

22

5

444

3 170,91


Лидерами в привлечении инвестиций являются ОЭЗ промышленно-производственного типа, что объясняется необходимостью существенных капитальных вложений в производство, например:

Инфраструктурное обеспечение оэз

Для любого бизнеса важным фактором определения местоположения является возможность доступа к объектам промышленной и транспортной инфраструктуры, а если бизнес начинается с нуля, то возникает необходимость в развитой офисной инфраструктуре. Если же бизнес переводится из другого региона, то актуальны вопрос размещения работников и возможность использования социальной инфраструктуры.

Рис. 6. Наиболее развитые инфраструктуры 

Доступ и подключение к объектам промышленной инфраструктуры на территории ОЭЗ осуществляется бесплатно, так как их финансирование преимущественно проводится из средств федерального и регионального бюджетов.

Таблица 2. Уровень развития инфраструктуры ОЭЗ

Примечание к таблице: Уровень развития инфраструктуры оценивался исходя из доступности элементов транспортной, промышленной и офисной инфраструктуры. 

Близость к основным транспортным артериям ложится в основу создания любой ОЭЗ ППТ, но первоначально это всегда чистый участок, на котором нужно сформировать локальную инфраструктуру, удовлетворяющую требованиям инвесторов. Например, для новой ОЭЗ, которая была создана в этом году в Воронежской области на формирование базовой инфраструктуры из регионального бюджета выделят только 1,4 млрд руб. из почти 2,9 млрд руб. запланированных.

Понятно, что создание объектов инфраструктуры требует больших финансовых затрат, и большинство действующих ОЭЗ начинали свою работу с развития транспортной и промышленной инфраструктуры, а нехватка средств многим не позволила реализовать намеченные проекты. Поэтому некоторые ОЭЗ, представленные в таблице выше, находятся в «красной зоне».

Из числа ОЭЗ ППТ наиболее развита инфраструктура «Алабуги», в которой имеется комплекс офисно-деловых зданий, производственных и складских помещений, а также развитая транспортная и промышленная инфраструктура. Кроме того, ОЭЗ предоставляет резидентам также объекты социальной инфраструктуры, построив для их работников современный коттеджный поселок.

Комфортным условиям не только труда, но также проживания и отдыха для работников предприятий-резидентов, уделяется внимание и в ОЭЗ «Ступино-квадрат», недалеко от которого построен город-спутник «Новое Ступино» с развитой социальной инфраструктурой.

Высокий уровень развития инфраструктуры демонстрирует также «Липецк», где промышленным предприятиям предоставлен доступ ко всем необходимым ресурсам: электро- газо-, тепло- и водоснабжению, водоотведению. Также имеется современный бизнес-центр, развита таможенная и транспортная инфраструктура.

Для ОЭЗ ТВТ важно наличие хорошей офисной инфраструктуры, и здесь лидирует «Дубна», где резидентам предоставляются в аренду земельные участки, расположенные в районах Российский центр программирования (РЦП) и Новая промышленная зона (НПЗ), с подведенными коммуникациями, автомобильными дорогами и инженерными сетями.

Бизнес в сфере производства выгодно открывать на площадках brownfield, которые предоставляют в аренду производственные помещения, а все инвестиции можно будет направить на приобретение оборудования. Однако многие предпочитают арендовать или выкупить земельный участок greenfield в ОЭЗ и самостоятельно построить там производство.

Таблица 3. Доступность земельных участков в ОЭЗ ТПП для строительства

Наименование ОЭЗ

Регион

Земельные участки, га

Свободные участки, %

Аренда 1 га в год

Выкуп 1 га

Всего

Доступ для аренды, га

Занято резидентами, га

ОЭЗ ППТ

«Алабуга»

Татарстан

3867

2147

700

67%

от 30 тыс. руб.

от 100 тыс. руб.

«Липецк»

Липецкая обл.

2298

1189

413

65%

от 982 руб.

от 3683 руб.

«Тольятти»

Самарская обл.

660

468

98

79%

55,4 тыс. руб.

138,4 тыс. руб.

«Титановая долина»

Свердловская обл.

391

259

97

63%

от 17,9 тыс. руб.

от 125,5 тыс. руб.

«Моглино»

Псковская обл.

216

148

35

76%

от 310 руб.

от 6902 руб.

«Калуга»

Калужская обл.

1043

786

437

44%

до 2%

от кадастр.

стоимости

25%

от кадастр. стоимости

«Ступино Квадрат»

Московская обл.

431

302

92

70%

земля в частной собственности, льгот нет.

«Лотос»

Астраханская обл.

983

628

119

81%

37,5 тыс. руб.

450 тыс. руб.

«Узловая»

Тульская обл.

472

411

119

71%

35,7 тыс.

268 тыс.

ОЭЗ ТВТ

«Дубна»

Московская обл.

217

117

65

45%

30-35 тыс. руб.

15%

от кадастр. стоимости

«Санкт-Петербург»

Санкт-Петербург

182

124

73

41%

от 224 тыс. руб.

от 4,4 млн. руб.

«Томск»

Томская обл.

276

53

18

66%

от 65 тыс. руб.

от 8,2 млн. руб.

«Технополис «Москва»

Москва

207

93

53

43%

до 2% от кадастр. стоимости

1%*

от кадастр.

стоимости

«Исток»

Московская обл.

63

63

54

13%

инф. отсутствует

инф. отсутствует

«Иннополис»

Татарстан

311

282

1

100%

от 33 тыс. руб.

от 237 тыс. руб.

ПОЭЗ

«Ульяновск»

Ульяновская обл.

325

200

101

49%

4,5 тыс. руб.

16,7 тыс. руб.

* после завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию

Налоговые льготы оэз

Каждого, кто задумывается о переносе своего бизнеса в ОЭЗ, прежде всего привлекают налоговые льготы, которые ими предоставляются. Попробуем разобраться, действительно ли обещанные ОЭЗ налоговые выгоды способны компенсировать расходы на перевод бизнеса в другой регион.

Все ОЭЗ создаются сроком на 49 лет, поэтому период действия налоговых льгот ограничен временем ее функционирования. Все ОЭЗ освобождают от уплаты региональных налогов (земельного, транспортного и налога на имущество) сроком от 5 до 10 лет. 

До 2021 года резиденты ОЭЗ ТВТ не уплачивали налог на прибыль в части, направляемой в федеральный бюджет, и ставка налога составляла 0%. И хотя резиденты, казалось бы, защищены от неблагоприятных изменений законодательства, с 1 января 2021 года условия налогообложения прибыли (в части федерального бюджета)


В большинстве ОЭЗ льгота по налогу на прибыль начинает действовать не со дня получения статуса резидента, а с момента получения первой прибыли. Дополнительной льготой является возможность использования коэффициента ускоренной амортизации – 2.

Следует отметить, что льгота по транспортному налогу резидентам предоставляется с момента постановки транспортного средства на учет. 

Таблица 4. Налоговые льготы, установленные для резидентов ОЭЗ

Примечание: Таможенная
процедура зоны свободной торговли установлена в ОЭЗ ППТ, ТВТ и в ПОЭЗ, она
позволяет ввозить иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие,
строительные материалы) без уплаты ввозных таможенных пошлин, НДС и акцизов, а
также в отсутствии мер нетарифного регулирования. При ввозе товаров из стран
Таможенного союза НДС принимается к возмещению.

При экспорте готовой
продукции таможенные пошлины и НДС не уплачиваются.

  • ОЭЗ «Липецк»: для резидентов, выпускающих продукцию на экспорт
    (не менее 50%), льготная ставка 2% действует не 5, а 7 лет. 

  • ОЭЗ «Калуга»: для резидентов, осуществляющих деятельность в сферах:
    производство машин и оборудования; обработка древесины и производство изделий
    из дерева; производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей, устанавливается
    льготная ставка по налогу на прибыль с 6 по 9 гг. – 5%, с 10 по 11 гг. – 7%, с
    12 по 13 гг. – 10%, с 14 по 15 гг. – 12%.

Предлагаем ознакомиться  Переоценка валютных остатков в 1С 8.3

До 2021 года резиденты ОЭЗ ТВТ находились в более выгодных условиях, так как их деятельность относится к категории трудоемкой, и расходы на оплату труда превалируют в структуре затрат, они имели возможность уплачивать взносы в социальные внебюджетные фонды по льготной ставке 14%.

Таблица 5. Взносы во внебюджетные фонды для резидентов ОЭЗ ТВТ

Взносы во внебюджетные фонды

До 2021 г.

2021 г.

2021 г.

Пенсионный фонд

8 %

13 %

20 %

Фонд социального страхования

2 %

2,9 %

2,9 %

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

4 %

5,1 %

5,1 %

По сути, льготы по уплате взносов во внебюджетные фонды имеют только компании, специализирующиеся в сфере IT, но эти льготы они имеют по всей России.


Рассмотрим, насколько эффективно применение налоговых льгот для резидентов ОЭЗ.

Таблица 6. Эффект применения налоговых льгот в разрезе ОЭЗ (с начала функционирования ОЭЗ по 2021 год)

Наименование ОЭЗ

Регион

Выручка, млрд руб.

Налоги упл., млн руб.

Таможен. платежи упл., млн руб.

Страховые взносы уплаченные, млн руб.

Налог. льготы, млн. руб.

Отношение льгот к платежам,%

Отношение льгот в выручке

ОЭЗ ППТ

«Алабуга»

Татарстан

399240

12319

32600

4945

22021

31%

6%

«Липецк»

Липецкая обл.

87833

1262

4456

2523

14466

64%

16%

«Тольятти»

Самарская обл.

11450

429

449

289

1185

50%

10%

«Титановая долина»

Свердловская обл.

3437

0

31

130

326

67%

9%

«Моглино»

Псковская обл.

160

46

56

23

0

0%

0%

«Калуга»

Калужская обл.

7194

375

14

341

1148

61%

16%

«Ступино Квадрат»

Московская обл.

1977

48

128

105

81

22%

4%

«Лотос»

Астраханская обл.

2787

418

3

257

76

10%

3%

«Узловая»

Тульская обл.

297

23

37

127

210

53%

71%

ОЭЗ ТВТ

«Дубна»

Московская обл.

31733

2375

440

1158

2846

42%

9%

«Санкт-Петербург»

Санкт-Петербург

50609

10264

3095

1481

4532

23%

9%

«Томск»

Томская обл.

19195

1667

24

938

1285

33%

7%

«Технополис «Москва»

Москва

57570

3577

591

2127

2799

31%

5%

«Исток»

Московская обл.

34915

3859

61

1695

3957

41%

11%

«Иннополис»

Татарстан

6009

499

2

269

326

30%

5%

ПОЭЗ

«Ульяновск»

Ульяновская обл.

2107

77

41

49

62

27%

3%

Применение налоговых льгот дает возможность снизить налоговую нагрузку резидентов ОЭЗ ППТ почти на 39%, в ОЭЗ ТВТ она сократилась на 32%, резиденты ПОЭЗ выиграли 27%. Проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что перевод бизнеса в ОЭЗ позволяет сэкономить 7,7-7,9% выручки.

Всегда ли выгодно вести бизнес в ОЭЗ? Чтобы ответить на этот вопрос составим таблицу, в которой упрощенно рассмотрим типичные ситуации с точки зрения налоговой выгоды.

Таблица 7. Оценка выгоды от налоговых льгот для отдельных категорий резидентов

Ситуация

Ощущаемые выгоды

Резидент ОЭЗ приобретает за рубежом оборудование, облагаемое НДС

С 1 января 2021 года движимое имущество налогом на имущество не облагается, но предприятие получает льготы за счет освобождения от уплаты таможенной пошлины и ввозного НДС, а уплаченный в цене приобретения НДС принимается к возмещению.

Применение ускоренной амортизации снижает налоговую базу по налогу на прибыль. Применяется льготная ставка налогообложения прибыли.

Резидент ОЭЗ приобретает оборудование в России

Льгот по НДС, акцизам нет, но предприятие может использовать ускоренную амортизацию и уменьшать налог на прибыль. Применяется льготная ставка налогообложения прибыли.

Резидент ОЭЗ приобретает сырье за рубежом

Предприятие получает льготы за счет освобождения от уплаты таможенной пошлины и ввозного НДС, а уплаченный в цене приобретения НДС принимается к возмещению. Применяется льготная ставка налогообложения прибыли.

Резидент ОЭЗ реализует произведенную продукцию на экспорт

Получает льготы по НДС, акцизам (если это автомобили и мотоциклы), не уплачивает таможенные пошлины. Применяется льготная ставка налогообложения прибыли.

Резидент ОЭЗ строит производственное здание на земельном участке. Стройматериалы привозятся из-за рубежа

Получает льготу по налогу на имущество, земельному налогу, освобождается от уплаты таможенной пошлины и ввозного НДС, а уплаченный в цене приобретения НДС принимается к возмещению.

Применение ускоренной амортизации снижает налоговую базу по налогу на прибыль. Применяется льготная ставка налогообложения прибыли.

Резидент ОЭЗ строит производственное здание на земельном участке. Стройматериалы закупаются в России.

Получает льготу по налогу на имущество, земельному налогу.

Применение ускоренной амортизации снижает налоговую базу по налогу на прибыль. Применяется льготная ставка налогообложения прибыли.

Резидент ОЭЗ ТВТ не имеет недвижимого имущества и использует отечественное оборудование. Производство является трудоемким.

Применение ускоренной амортизации снижает налоговую базу по налогу на прибыль. Применяется льготная ставка налогообложения прибыли.

Страховые взносы уплачиваются по льготной ставке 28%.

Резидент ОЭЗ ТВТ специализируется на разработке IT-технологий, не имеет недвижимого имущества и использует отечественное оборудование. Производство является трудоемким.

Применение ускоренной амортизации снижает налоговую базу по налогу на прибыль. Применяется льготная ставка налогообложения прибыли.

Приказ минэкономразвития россии от 31.03.2006 № 84 . таможенные документы

Форма свидетельства о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ

Приказ Министерства экономического развития и торговли
Российской Федерации от 31 марта 2006 г. N 84
«Об утверждении формы свидетельства, удостоверяющего
регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны»

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

Форму свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны (далее — Свидетельство) и описание бланка Свидетельства.

2. Ввести в действие утвержденное свидетельство с 25 апреля 2006 г.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Ю.Н.Жданова.

Министр
Г.О.Греф

Утверждено

Приказом
Минэкономразвития России
от 31 марта 2006 г. N 84

 
               Федеральное агентство по управлению 
                  особыми экономическими зонами 
                          СВИДЕТЕЛЬСТВО, 
                 УДОСТОВЕРЯЮЩЕЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЛИЦА 
          В КАЧЕСТВЕ РЕЗИДЕНТА ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 
    Настоящим  подтверждается,  что  в  соответствии с Федеральным 
законом  "Об  особых экономических зонах в Российской Федерации" в 
реестр  резидентов  особой  экономической  зоны  внесена  запись о 
регистрации ______________________________________________________ 
                   (юридическое лицо или индивидуальный 
__________________ в качестве резидента особой экономической  зоны 
 предприниматель) 
_________________________________ 
 (тип особой экономической зоны) 
__________________________________________________________________ 
        (полное наименование юридического лица с указанием 
                 организационно-правовой формы или 
             Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) 
__________________________________________________________________ 
           (сокращенное наименование юридического лица) 
__________________________________________________________________ 
                     (фирменное наименование) 
         Дата регистрации "_______" __________________ "_____" 
                           (число)  (месяц (прописью))  (год) 
                    за регистрационным номером 
 
                    ─────────────────────────  
                   │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 
                   └─-─-─-─-─-─-─-─-─-─-─-─-─┘ 
__________________________________________________________________ 
         (Наименование органа, осуществившего регистрацию) 
    Дата выдачи свидетельства "_______" __________________ "_____" 
                               (число)  (месяц (прописью))  (год) 
Уполномоченное лицо 
органа, осуществившего регистрацию     ___________________________ 
                                               (подпись, ФИО) 
                                                   М.П. 

Утверждено
Приказом
Минэкономразвития России
от 31 марта 2006 г. N 84

1. Бланк свидетельства является защищенной полиграфической продукцией, имеет учетную серию и номер. Бланки свидетельства подлежат учету.

2. Бланк свидетельства имеет размер 210 x 297 мм (формат А4), содержит один лист, имеет орнаментальное оформление светло-зеленого цвета на лицевой стороне;

серия и номер бланка воспроизводятся в правом нижнем углу бланка;

бланк изготавливается из плотной гладкой бумаги белого цвета;

бумага имеет степени защиты, позволяющие оперативно в нестационарных условиях распознавать подделки бланков свидетельства.

3. В верхней части бланка в одну строку, с ориентацией по центру, размещается наименование федерального органа исполнительной власти, ведущего реестр резидентов особой экономической зоны, под ним в одну строку, с ориентацией по центру и не ближе 10 мм от боковых обрезов, размещено слово «СВИДЕТЕЛЬСТВО».

Предлагаем ознакомиться  Платежное поручение на уплату алиментов | 2021

4. Ниже, параллельно короткому обрезу бланка и не ближе 10 мм от боковых обрезов, располагается место для внесения текста свидетельства.

Процедура получения статуса резидента особых экономических зон (оэз) | верное решение

Особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

• Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства

• Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы

• Предоставляется ряд налоговых преференций

• Система администрирования «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В Российской Федерации функционируют следующие особые экономические зоны:

1. Промышленно-производственного типа:

2. Инновационные (Технико-внедренческого типа):

  • «Иннополис» в Верхнеуслонском районе РТ
  • «Дубна»
  • «Томск»;
  •  «Зеленоград»;
  • «Санкт-Петербург».

3.Туристско-рекреационного типа:

  • «Бирюзовая Катунь»;
  • «Байкальская Гавань»;
  • «Ворота Байкала»;
  • «Алтайская Долина»;
  • «Гранд Спа Юца»;
  • «Куршская Коса»;
  • «Остров Русский».

4.Портово-логистического типа:

  • «Ульяновск»;
  • «Советская Гавань».

Процедура получения статуса резидента ОЭЗ «Алабуга»

Как стать резидентом особой экономической зоны «Технополис “Москва”» / Новости города / Сайт Москвы

1. Претендент на получение статуса резидента ОЭЗ подает документы в ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».

Далее проект выносится на рассмотрение Наблюдательного Совета ОЭЗ «Алабуга».

2. Претендент на получение статуса резидента ОЭЗ «Алабуга» защищает инвестиционный проект в Наблюдательном Совете.

Председателем Наблюдательного Совета является Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов.

Наблюдательный Совет дает рекомендацию о заключении соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (при необходимости претендент вносит изменения в бизнес-план).

3. После проведения Наблюдательного Совета копии всех документов, а также решение Наблюдательного Совета передаются в Экспертный Совет при Министерстве экономического развития РФ.

Председателем Экспертного Совета является заместитель министра экономического развития Российской Федерации Савельев О.Г.

4. В случае одобрения инвестиционного проекта Экспертным Советом, между претендентом на получение статуса резидента и Министерством экономического развития заключается соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности и в трехдневный срок компании выдается свидетельство, удостоверяющее регистрацию в качестве резидента ОЭЗ.

Лицо, намеревающееся получить статус резидента особой экономической зоны, представляет заявку на заключение Соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, которая должна содержать:

1. сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны;

2. сведения о площади земельного участка, необходимой для предполагаемой деятельности заявителя;

3. сведения о предполагаемых объемах капитальных вложений, включая объем капитальных вложений в течение года со дня заключения соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.

К заявке на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности прилагаются:

1. копию свидетельства о государственной регистрации;

2. копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

3. копию учредительных документов;

4. бизнес-план, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. № 75.;

  • отправьте параметры проекта и Ваши вопросы на электронный адрес vr_cons@mail.ru
  • оставьте заявку при помощи он-лайн формы;
  • Вопросы и ответы по законодательству ОЭЗ

    Департамент особых экономических зон и проектного финансирования оказывает информационную поддержку в случае возникновения вопросов касательно законодательства в сфере особых экономических зон. Контактное лицо: заместитель директора Департамента особых экономических зон и проектного финансирования Балмышева Татьяна Игоревна — balmisheva@st-kv-forum.ru

    1. Кто может претендовать на получение статуса резидента особой экономической зоны?

    На получение статуса резидента технико-внедренческой и туристско-рекреационной особой экономической зоны могут претендовать индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и планирующие осуществлять в особой экономической зоне соответственно технико-внедренческую и туристско-рекреационную деятельность. На получение статуса резидента промышленно-производственной и портовой особой экономической зоны может претендовать только коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и планирующая осуществлять в особой экономической зоне соответственно промышленно-производственную деятельность и портовую деятельность либо деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

    2. Установлены ли для резидентов особых экономических зон требования к минимальному объему инвестиций?

    Требования к минимальному объему инвестиций установлены для резидентов промышленно-производственных и, в некоторых случаях, портовых особых экономических зон. По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее трем миллионам евро (за исключением нематериальных активов). При этом резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее одному миллиону евро (за исключением нематериальных активов) в течение года с даты заключения указанного соглашения. Если соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне предусматривается осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, резидент портовой особой экономической зоны в течение срока действия такого соглашения обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной: o не менее десяти миллионам евро (за исключением нематериальных активов) при строительстве объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, в том числе новых морского порта, речного порта, аэропорта; o не менее трем миллионам евро (за исключением нематериальных активов) при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Осуществление резидентом портовой особой экономической зоны портовой деятельности обусловлено представлением им в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении портовой деятельности не может быть менее: o тридцати миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием любых товаров, с их хранением, оптовой и биржевой торговлей ими, в том числе подакцизных товаров или минерального сырья; o десяти миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием товаров, не являющихся подакцизными товарами или минеральным сырьем, с их хранением, оптовой и биржевой торговлей ими; o двух с половиной миллионов рублей при осуществлении иной портовой деятельности.

    3. Из каких этапов состоит процесс получения статуса резидента особой экономической зоны?

    Заявитель представляет в Минэкономразвития России заявку на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне, к которой прилагаются бизнес-план, соответствующий утвержденной Минэкономразвития России форме, а также иные документы, предусмотренные действующим законодательством. Заявитель вправе передать заявку через ОАО «Особые экономические зоны», его дочерние общества и филиалы на местах. Заявка и прилагаемые документы рассматриваются Минэкономразвития России, которое принимает решение либо о передаче заявки на заключение соглашения и бизнес-плана в экспертный совет по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным или портовым особым экономическим зонам, либо об отказе в рассмотрении заявки на заключение соглашения. Заявитель уведомляется о принятом решении. Соответствующий экспертный совет проводит оценку бизнес-плана заявителя на основании критериев, установленных Минэкономразвития России, выносит решение о поддержке либо об отказе в поддержке бизнес-плана и направляет его в Минэкономразвития России. Минэкономразвития России уведомляет заявителя о заключении с ним соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне при принятии экспертным советом решения о поддержке бизнес-плана, либо об отказе в заключении с ним соглашения при принятии экспертным советом решения об отказе в поддержке бизнес-плана. Заявитель и Минэкономразвития России заключают соглашение об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне. Типовые формы указанных соглашений утверждаются Минэкономразвития России. Минэкономразвития России вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации заявителя и выдает заявителю свидетельство, удостоверяющее его регистрацию в качестве резидента особой экономической зоны. Заявитель признается резидентом особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

    Предлагаем ознакомиться  Постановление нотариуса о выдаче денежных средств в счет возмещения расходов на похороны наследодателя. Форма N 72

    4. Какую деятельность могут осуществлять резиденты на территории особой экономической зоны?

    Резиденты имеют право осуществлять на территории особой экономической зоны предпринимательскую деятельность только в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности, технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне. На территории промышленно-производственной особой экономической зоны ее резидентам разрешено осуществлять промышленно-производственную деятельность, под которой понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация. На территории технико-внедренческой особой экономической зоны ее резидентам разрешено осуществлять технико-внедренческую деятельность, под которой понимаются создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз, топологий и систем. При этом по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам в границах технико-внедренческой особой экономической зоны допускается производство научно-технической продукции. Такое решение принимается экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам по каждому конкретному случаю в соответствии с бизнес-планом потенциального или действующего резидента. При принятии решения экспертный совет по технико-внедренческим особым экономическим зонам руководствуется приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации. На территории туристско-рекреационной особой экономической зоны ее резидентам разрешено осуществлять туристско-рекреационную деятельность, под которой понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод. На территории портовой особой экономической зоны ее резидентам разрешено осуществлять только портовую деятельность, а также в предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне случаях деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях морских портов, речных портов, аэропортов виды деятельности: o хранение товаров и другие обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации; o снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов; o производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий; o переработка водных биологических ресурсов; o операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции); o простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; o биржевая торговля товарами; o оптовая торговля товарами; o обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны. Резиденты особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством на территории особой экономической зоны не допускается:

    1. разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство, за исключением производства прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки, производства полуфабрикатов из алюминия или алюминиевых сплавов, производства отливок, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

    2. переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;

    3. производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.

    5. Могут ли в особой экономической зоне осуществлять деятельность лица, не являющиеся резидентами данной особой экономической зоны?

    Лица, не являющиеся резидентами особой экономической зоны, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в особой экономической зоне, за исключением портовой особой экономической зоны, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая деятельность будет осуществляться данными лицами на общих основаниях без предоставления каких-либо дополнительных льгот и преференций. В портовой особой экономической зоне администрация морского порта, речного порта, аэропорта, федеральные государственные предприятия и открытые акционерные общества (акции которых находятся в федеральной собственности), обеспечивающие функционирование и безопасность морского порта, речного порта, аэропорта, осуществляют деятельность и обладают полномочиями в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    6. Какими нормативными правовыми актами регулируется создание особой экономической зоны? Каков путь создания ОЭЗ?

    Создание особых экономических зон в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. К заявке на создание портовой особой экономической зоны на основе объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта прилагается согласие в письменной форме владельца или владельцев объектов инфраструктуры, находящихся на территории, предназначенной для создания портовой особой экономической зоны. Согласие владельца или владельцев объектов инфраструктуры не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется Минэкономразвития России. До принятия соответствующего приказа Минэкономразвития России можно руководствоваться Правилами оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 564. Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается Минэкономразвития России. До принятия соответствующего приказа Минэкономразвития России можно руководствоваться Положением о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 563. В исключительных случаях на основании решения Правительства Российской Федерации допускается создание особых экономических зон без проведения конкурса по отбору заявок (данная норма применятся до 1 января 2021 года). Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. В течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают соглашение о создании особой экономической зоны.