Распоряжение Правления ПФР от 11 мая 2010 г. № 127р “Об утверждении временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов”

4. Комплект документов, подлежащих истребованию у плательщика страховых взносов для проведения выездной проверки

7.4.1. Учредительные документы:

— устав и (или) учредительный договор, положение.

7.4.2. Приказы об учетной политике.

7.4.3. Разрешительные документы:

— лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр.

7.4.4. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период.

7.4.5. Бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения.

7.4.6. Синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период:

— главная книга, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовая книга и пр.

7.4.7. Аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам:

— 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

— 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

— 50 «Касса»;

— 51 «Расчетные счета»;

— 55 «Специальные счета в банках»;

— 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

— 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

— 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;

— 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов осуществлялись выплаты, произведенные в натуральной форме, то в ходе выездной проверки необходимо проанализировать следующие счета бухгалтерского учета:

— 41 «Товары»;

— 10 «Материалы»;

— 43 «Готовая продукция»;

— 45 «Товары отгруженные».

Если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов производилась безвозмездная передача материальных ценностей, то в ходе выездной проверки необходимо проанализировать регистры бухгалтерского учета по счету 91 «Прочие доходы и расходы».

7.4.8. Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов (рекомендуемая форма приложена к письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 26.01.2021 N АД-30-24/691 и Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.01.2021 N 02-03-08-56П).

7.4.9. Организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам:

— приказы (в том числе об учетной политике, действующей в проверяемые периоды);

— коллективные договоры;

— трудовые договоры;

— договоры гражданско-правового характера;

— соглашения, заключенные с физическими лицами;

— контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.

7.4.10. Банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы).

7.4.11. Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы) в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

К указанным документам могут относиться: ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц.

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).

В ходе проведения выездной проверки при выставлении требования о представлении документов, подлежащих проверке, следует руководствоваться следующими нормативными документами:

— Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (далее — Постановление Госкомстата России N 71а);

— Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 «Авансовый отчет» (далее — Постановление Госкомстата России N 55);

— Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление Госкомстата России N 1).

Возможный перечень документов, истребуемых при проведении выездной проверки, приведен в приложении N 1 данных Методических рекомендаций.

Кроме того, в ходе выездной проверки могут быть дополнительно запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного учета) в системе ОПС, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период.

5.3. Проверка правильности определения плательщиком страховых взносов объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления страховых взносов

Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется в соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ.

Цель проверки объекта обложения страховыми взносами — сравнение видов выплат и иных вознаграждений, на которые проверяемым плательщиком страховых взносов фактически начислены страховые взносы, с видами выплат и иных вознаграждений, на которые должны быть начислены страховые взносы в соответствии с действующим законодательством.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется в соответствии со статьей 8 Закона N 212-ФЗ.

Цель проверки базы для начисления страховых взносов — исследовать, рассчитать и сравнить количественные и суммовые данные по выплатам физическим лицам, отраженные проверяемым плательщиком страховых взносов в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам, с фактическими данными бухгалтерского учета плательщика страховых взносов по всем видам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.

Например, в ходе выездной проверки сравниваются данные строк 200 «Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ», 210 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами», 216 «Суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов, установленную ст.

8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ», 220 — 221 «База для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование», 230 «База для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование» раздела 2 «Расчет страховых взносов по тарифу, установленному для плательщика страховых взносов» (без учета данных, отраженных в разделе 3 «Расчет страховых взносов по пониженному тарифу в отношении отдельных работников»), расчета, представленного плательщиком страховых взносов по действующей в 2021 году форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.

2009 N 894н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам», с данными бухгалтерского учета плательщика страховых взносов, учитываемыми по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (оборот за период по кредиту счета 70).

В случае наличия выплат в пользу отдельных физических лиц, являющихся инвалидами I, II, III группы, по пониженному тарифу, отличному от тарифа, применяемого в целом по плательщику, также с указанными данными бухгалтерского учета сравниваются показатели строки 300 «Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, в соответствии со ст.

При проверке правильности заполнения строк 200 и 300 расчета можно использовать данные, отраженные на счете 70, а также, в отдельных случаях, аналитические данные по кредиту счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Ведение бухгалтерского учета осуществляется плательщиками страховых взносов в основном с применением программ подготовки отчетности («1С:Бухгалтерия 7», «1С:Бухгалтерия 8», «Галактика», «Парус» и др.), при этом следует анализировать также операции, введенные «вручную», отраженные в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, и в других документах, поскольку в таких регистрах бухгалтерского учета и документах могут быть отражены хозяйственные операции, по которым не исчислены и не уплачены страховые взносы (например, разовые выплаты или вознаграждения физическим лицам).

По вопросу проверки полноты и правильности исчисления базы для начисления страховых взносов необходимо исследовать все операции, отраженные плательщиком страховых взносов по дебету и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», поскольку в соответствии с Приказом Минфина России от 31.10.

Предлагаем ознакомиться  Должностная инструкция бухгалтера ТСЖ — образец

2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее — Приказ Минфина России N 94н) счет 70 предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации.

Руководствуясь Приказом Минфина России N 94н, необходимо проверить полноту и правильность отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, влияющих на формирование базы для начисления страховых взносов.

Следует рассчитать и сравнить суммы, отраженные плательщиком страховых взносов в Главной книге по счетам бухгалтерского учета: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банке», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», с суммами, отраженными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета: карточка счета, анализ счета, анализ счета по субконто и др.

Затем суммовые данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, необходимо сравнить с данными первичных документов, на основе которых они составлены. В частности, необходимо проверить сумму выплат, отраженных в регистре бухгалтерского учета по счету 50 «Касса», и сравнить с суммами выплат, отраженных в ведомостях по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходных кассовых ордерах, ведомостях на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений.

В ходе проверки тождественности показателей, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, производится сопоставление остатков (сальдо) и оборотов по счетам синтетического учета, с остатками (сальдо) и оборотами по тем же счетам аналитического учета, так как любой счет бухгалтерского учета может иметь несколько субсчетов.

Обращается внимание на нетипичность корреспонденции счетов или несоответствие корреспонденции счетов содержанию хозяйственных операций, связанных с определением базы по страховым взносам. При обнаружении подобных записей необходимо проследить отражение соответствующих операций в бухгалтерском учете, проверить наличие первичного или иного оправдательного документа, подтверждающего реальность и правомерность данной операции.

При проведении выездных проверок рекомендуется учитывать следующие правила ведения бухгалтерского учета.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет в порядке, предусмотренном Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения».

Расчет начисленных (выплаченных) в виде оплаты труда работникам доходов и удержанных с них налогов производится индивидуальными предпринимателями в разделе V Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

— наименование документа;

— дату составления документа;

— наименование организации, от имени которой составлен документ;

— содержание хозяйственной операции;

— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

— наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личные подписи указанных лиц.

В случае установления нарушений по заполнению указанных обязательных реквизитов либо отсутствия обязательных реквизитов первичные документы вызывают сомнение и должны быть сверены с другими документами, связанными с данной хозяйственной операцией.

5.5. Проверка правильности начисления и уплаты (перечисления) страховых взносов

7.5.5.1. Рекомендуется проверить полноту и правильность ведения индивидуальных карточек по учету сумм начисленных страховых взносов.

Плательщикам страховых взносов рекомендовано вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, в карточке, прилагаемой к совместному письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 26.01.2021 N АД-30-24/691 и Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.01.2021 N 02-03-08-56П.

7.5.5.2. Проверяется соответствие сумм начисленных страховых взносов, отраженных плательщиком страховых взносов в формах индивидуального учета по каждому физическому лицу, суммам, отраженным в расчетах по страховым взносам.

Например, показатели карточек по учету сумм начисленных страховых взносов необходимо сопоставить с регистрами бухгалтерского учета по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Проверяются обороты по субсчетам счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», в том числе: 69.1 «Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть трудовой пенсии», 69.2 «Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на накопительную часть трудовой пенсии», 69.

Показатели регистров бухгалтерского учета по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме РСВ-1 ПФР.

В данном случае проверяется достоверность сумм начислений страховых взносов, отраженных плательщиком страховых взносов в расчете РСВ-1 ПФР по строкам 110 — 114 раздела 1, 241 — 244 раздела 2, 341 — 344, 391 — 394 раздела 3, и сумм уплаченных страховых взносов, отраженных по строкам 140 — 144 раздела 1 и строке 520 раздела 5, в сравнении с суммами, начисленными в бухгалтерском учете по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (по соответствующим субсчетам).

Суммы уплаченных страховых взносов, отраженные по строкам 140 — 144 раздела 1 и строке 520 раздела 5, сравниваются с суммами платежей по данным бухгалтерского учета, отраженными по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (по соответствующим субсчетам).

7.5.5.3. Проверяется соответствие и сопоставимость показателей, отраженных плательщиком страховых взносов в формах индивидуального учета, показателям, отраженным в карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц и Справке о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.

Если сумма начисленных доходов физического лица, отраженная в Справке о доходах по форме 2-НДФЛ, больше, чем база для начисления страховых взносов, отраженная в карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за аналогичный период, то необходимо выяснить причину данного расхождения и обоснованность исключения сумм доходов физического лица из обложения страховыми взносами.

7.5.5.4. В ходе выездной проверки проверяется правильность применения тарифов страховых взносов и арифметических подсчетов при начислении сумм страховых взносов, а также обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов.

В пунктах 1, 2, 3 и 4 части 2 статьи 57 и в статье 58 Закона N 212-ФЗ перечислены плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющие пониженные тарифы страховых взносов.

Проверяются все основания для применения пониженного тарифа.

Например, на основании пункта 2 части 2 статьи 57 данного Закона в 2021 году применяется пониженный тариф страховых взносов в ПФР для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в отношении указанных выплат и вознаграждений, который составляет 14,0%.

Для всей организации в целом (за исключением инвалидов) применяется общий тариф страховых взносов, который в 2021 году составляет 20,0%.

Указанные пониженные тарифы применяются с месяца, в котором наступила инвалидность, и прекращают применяться с месяца, в котором инвалидность была снята.

Заработок за январь 2021 года у физического лица составил 25000 рублей, страховые взносы в ПФР составят 5000 рублей (25000 руб. x 20%).

В феврале этого же года физическое лицо становится инвалидом, страховые взносы в ПФР за февраль 2021 года составят 3500 рублей (25000 руб. x 14%).

Согласно части 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов в течение расчетного периода уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (часть 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).

Предлагаем ознакомиться  Образец акта приема-передачи скота, домашней птицы пограничными представителями. Образец 2021. Бесплатная консультация юриста в Кемерово

Согласно части 5 статьи 33 Закона N 212-ФЗ в целях контроля за обоснованностью применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 4 части 2 статьи 57 и пунктах 4 и 6 части 1 статьи 58 настоящего Федерального закона, налоговые органы по запросу органов контроля за уплатой страховых взносов:

1) предоставляют органам контроля за уплатой страховых взносов информацию, необходимую для проверки соблюдения требований, установленных пунктом 2 части 2.1, пунктом 2 части 2.2 статьи 57 и пунктом 2 части 4 статьи 58 настоящего Федерального закона;

2) участвуют вместе с органами контроля за уплатой страховых взносов в проводимых органами контроля за уплатой страховых взносов выездных проверках в части контроля за соблюдением требований, установленных пунктом 2 части 2.1, пунктом 2 части 2.2 статьи 57 настоящего Федерального закона.

На основании части 6 статьи 33 Закона N 212-ФЗ информация, предусмотренная частью 5 названной статьи, передается налоговыми органами в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Пенсионным фондом Российской Федерации.

7.5.5.5. В случае выявления в ходе проводимой выездной проверки нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды территориальному органу ПФР рекомендуется:

— осуществить подбор документов, подтверждающих отдельно каждый факт выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании;

— произвести доначисление сумм страховых взносов;

— сформировать предложения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения, а также об устранении выявленных нарушений законодательства об обязательном социальном страховании.

Копии документов по каждому выявленному факту нарушения законодательства приобщаются к материалам проверки.

4. Выплаты денежных средств по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами

Занижение страховых взносов может быть выявлено при анализе расчетов с подотчетными лицами. В ходе проверки необходимо запрашивать приказы, в соответствии с которыми определен круг подотчетных лиц, а также сроки возврата неизрасходованных сумм, авансовые отчеты и данные аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», журнал-ордер N 7 по счету 71, оборотно-сальдовую ведомость по счету 71.

Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждому лицу, расчеты по которому отражаются в соответствующем регистре бухгалтерского учета, ежемесячно.

Выплаты физическим лицам, выполняющим разовые работы, возможны через подотчетных лиц предприятия. Поэтому при проверке счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» следует обратить внимание на авансовые отчеты подотчетных лиц. Как правило, в таких случаях к авансовому отчету прилагается акт приемки выполненных работ и документ, подтверждающий факт выплаты денежных средств физическому лицу (расходный кассовый ордер, платежная ведомость).

Необходимо тщательно проверять авансовые отчеты, к которым приложены документы, свидетельствующие о выплатах в пользу физических лиц, например, за выполненные работы по гражданско-правовым договорам, расходные кассовые ордера или платежные ведомости.

Чаще всего такие способы расчетов практикуются, когда нештатные сотрудники привлекаются к выполнению каких-либо разовых работ на удаленных объектах. При проверке этих документов обращается внимание на включение подобных выплат в облагаемую базу.

Лицам, получившим денежные средства под отчет, следует не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они были выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

При проверке авансовых отчетов, представленных в бухгалтерию с нарушением срока, необходимо обратить внимание на счета, корреспондирующие со счетом 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Проверяющий должен проанализировать операции по дебету счета 71 в корреспонденции со счетами учета денежных средств (Дт 71 — Кт 50, 51).

Следует проверить наличие не возвращенных в установленные сроки подотчетных сумм, которые могут быть отражены организацией по Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами», а затем при удержании их из заработной платы работника списаны в Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Проверка операций по расчетам с подотчетными лицами осуществляется на основании следующих документов:

А. Типовые (унифицированные) формы первичной учетной документации:

— «Авансовый отчет» (форма N АО — 1) (утверждена Постановлением Госкомстата России N 55);

— «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении» (форма N Т-10а), «Командировочное удостоверение» (форма N Т-10) (утверждены Постановлением Госкомстата России N 1);

— журнал учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации (приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 N 739н «Об утверждении порядка и форм учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы» (далее — Приказ Минздравсоцразвития России N 739н);

— журнал учета работников, прибывших в организацию, в которую они командированы (приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития России N 739н);

— инвентаризационные описи по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (приложение к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49; Постановление Госкомстата России от 18.08.

1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации», в редакции Постановлений Госкомстата России от 27.03.2000 N 26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» и от 03.05.

Б. Регистры бухгалтерского учета.

Для отражения хозяйственных операций по учету расчетов с подотчетными лицами, включая расчеты в иностранной валюте, в организациях, применяющих единую журнально-ордерную форму учета, используются по Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — журналы-ордера N 1, N 7;

по Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — ведомость N 1 (на обороте журнала-ордера N 1), ведомость N 7, журнал-ордер N 7 (письмо Минфина России от 24.07.1992 N 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»).

В организациях, применяющих форму ведения бухгалтерского учета, утвержденную Приказом Минфина России N 64н по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», используется Ведомость учета расчетов и прочих операций (форма N В-5).

В. Прочие документы:

— приказы руководителя об установлении круга лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы;

— приказы (распоряжения) руководителя о направлении работников в командировки (форма N Т-9, утверждена Постановлением Госкомстата России N 1);

— первичные документы, подтверждающие использование денежных средств по целевому назначению;

— приказы руководителя об установлении повышенных норм командировочных расходов;

— гражданско-правовые договоры с лицами, выезжающими в служебные поездки за счет проверяемой организации;

— акты закупок материальных ценностей у физических лиц;

— иные документы.

2. Акт выездной проверки

По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме 17-ПФР в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены Приказом N 957н (приложения N 26, 28).

В акте выездной проверки не должна отражаться неуплата текущих платежей. По текущим платежам страховых взносов составляется справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме 3-ПФР согласно Приказу N 957н (приложение N 5).

Акт выездной проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть акта представляет собой общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов.

В описательной части акта выездной проверки следует отразить информацию по основным вопросам, подлежащим проверке, изложенным в пункте 7.5 настоящих Методических рекомендаций.

Предлагаем ознакомиться  Скачать документ 'Акт об отгрузке и приемке винопродукции в железнодорожной цистерне (автоцистерне) без проводника (водителя-экспедитора). Форма N П-19а' 2021 в формате Doc и Pdf: 8,0 кб

В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах в описательной части акта необходимо отразить:

сведения о выявленном занижении базы для начисления страховых взносов;

сведения о выявленной сумме неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов;

сведения о выявленной неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);

сведения о выявленном непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;

сведения о других, документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе проверки.

В качестве доказательной базы к акту выездной проверки необходимо приложить заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.

В случае установления расхождений по размеру базы для начисления страховых взносов или сумме начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов необходимо описать суть выявленных нарушений со ссылками на нормативные документы. Суммы расхождений следует привести в таблице с разбивкой по нарушениям и отчетным периодам с указанием фамилии и инициалов застрахованного лица, по которому обнаружено занижение базы для начисления страховых взносов или суммы начисленных и уплаченных страховых взносов.

В качестве доказательной базы к акту выездной проверки необходимо приложить заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.

В случае, если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте выездной проверки также описываются все проверенные вопросы и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов.

Итоговая часть акта выездной проверки должна содержать:

— выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с плательщика страховых взносов суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов;

— предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля за уплатой страховых взносов по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

— предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и состава правонарушений;

— указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта проверки.

В пункте 7.5.2 настоящих Методических рекомендаций указан порядок оформления акта выездной проверки в случае выявления нарушений, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Акт проверки подписывается лицами, проводившими выездную проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.

Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Плательщик страховых взносов, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Информация об акте выездной проверки заносится в журнал регистрации, формируемый средствами соответствующего ПТК.

Iv. порядок составления и вручения плательщику страховых взносов требования о представлении документов

4.1. На основании статьи 37 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

4.2. Требование о представлении документов составляется должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящим выездную проверку, по форме 14, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России N 957н (приложение N 21).

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 212-ФЗ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Количество требований, выставляемых проверяющими плательщику страховых взносов в ходе выездной проверки, не ограничено.

4.3. В случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками всех документов, подлежащих проверке, на основании части 4 статьи 37 Закона N 212-ФЗ.

4.4. Требования составляются в двух экземплярах и подлежат регистрации в журнале направления требований. Первый экземпляр требования вручается лично под подпись руководителю организации (обособленного подразделения) — плательщика, индивидуальному предпринимателю или их уполномоченным представителям на территории (в помещении) проверяемого плательщика страховых взносов или в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки).

В последнем случае уполномоченные представители проверяемых плательщиков страховых взносов вызываются путем направления уведомления о вызове плательщика страховых взносов по форме N 7, утвержденной Приказом N 957н (приложение N 11).

Второй экземпляр требования приобщается в наблюдательное дело плательщика страховых взносов.

4.5. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 28 и частью 5 статьи 37 Закона N 212-ФЗ документы, которые были истребованы в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования.

4.6. При представлении плательщиком страховых взносов в течение 10 рабочих дней документов или копий истребуемых документов, заверенных подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, территориальному органу ПФР рекомендуется принять представленные документы по описи, заверяемой обеими сторонами.

4.7. Ознакомление должностных лиц территориального органа ПФР с подлинниками документов осуществляется на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения территориального органа ПФР.

4.8. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальный орган ПФР, а также изъятие подлинников документов.

4.9. В случае, если плательщик страховых взносов (проверяемое лицо) не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти рабочих дней, то в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, он вправе письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых плательщик страховых взносов (его представитель) может представить истребуемые документы.

4.10. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме 15 к Приказу N 957н (часть 6 статьи 37 Закона N 212-ФЗ).

При принятии решения руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР самостоятельно определяет, на какой срок возможно продление срока представления истребуемых у налогоплательщика документов.

При продлении срока представления документов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР учитывает указанные плательщиком причины, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, объем истребуемых документов, наличие факта частичного представления документов в рамках данного истребования, сроки, в которые проверяемое лицо по его уведомлению может представить истребуемые документы.

4.11. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении выездной проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ на основании статьи 48 Закона N 212-ФЗ.