Права ребёнка-инвалида в 2021 году: льготы, защита прав

В образовании

Большое значение в развитии инвалидов имеет качество и уровень его образования. Для этого государство разработало несколько льгот, прописывающих права детей-инвалидов на образование — это шанс получать качественное и бесплатное образование на уровне, который больной может осваивать по состоянию здоровья.

Для обучения инвалида до 18 лет, родители должны выбрать из нескольких видов получения образования одно:

  • дистанционное обучение – для этого создан Центр дистанционного обучения.
  • получение надомного обучения – предназначено для больных с тяжелыми группами инвалидности. К пациенту регулярно приходит педагог или социальный психолог их образовательного учреждения.
  • надомное образование в форме «семейного обучения» — эта тактика обучения ребенка с тяжелыми пороками развития включает образование, которое дома ему дают самостоятельно, родные сами несут ответственность за качество получаемого обучения. Для этого родители должны написать заявление в органы власти. Ученик обязан пройти аккредитацию в школе.

Не ограничиваются и несут большое значение права ребенка-инвалида в школе. Дети с тяжелыми физическими и психическими отклонениями получают в учебном заведении такие преимущества, как:

  • двухразовое питание в детском саду или школе за счет бюджета;
  • попадание в учебные заведения вне общей очереди, преимущественно в группы или классы с направлением развития по специфике заболевания;
  • бесплатное социальное и психологическое обслуживание больного во время обучения;
  • упрощенная аттестация ученика.

Эти льготы в полной мере помогают и позволяют инвалиду обучаться на одном уровне с учениками, не имеющих ограничений по здоровью.

Возможные трудности при реализации прав

Проблемой при исполнении прав и свобод, предусмотренных для инвалидов, выступает несовершенство законодательства. Многоуровневая система реализации — причина длительного и неполноценного выполнения гарантий.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются ребенок и его родители:
  • Трудности образования. Коррекционных учреждений мало, в них часто не хватает мест или они значительно удалены от места проживания инвалида. Обычные школы, колледжи, вузы не располагают необходимым оборудованием и специально обученными педагогами;
  • Недостаточность материального обеспечения таких семей, медицинских льгот. Большинство процедур, лекарств для ребенка родители оплачивают сами, чтобы не упустить время. Бесплатный план реабилитации часто недостаточен и требует дополнений;
  • Необустроенность сооружений, территорий. Это создает сложности при передвижении, лишает человека с ограниченными возможностями самостоятельности;
  • Слабая профессиональная подготовка и проблемы с трудоустройством;
  • Проблема адаптации в обществе. Сохранение негативного восприятия инвалида, как неполноценного и бесполезного человека.

Для комфортной жизни и счастливого детства ребенку-инвалиду требуется совместная помощь родителей, медицинских работников, учителей, общества. Совершенствуя законодательство о правах таких детей, государство создает благоприятную среду для их физического и духовного развития. Всесторонняя поддержка позволит избавить ребенка и его семью от большинства ограничений и изоляции от общества.

Денежные выплаты

Огромное значение при воспитании больного с ограничением жизнедеятельности несет финансовый вопрос, ведь уход за такими детьми требует немалых вложений. Родители обязаны обеспечить инвалида всеми необходимыми средствами, однако это сделать сложно, ведь большая часть семейного бюджета уходит на компенсационные материалы для полноценной жизни.

Государство создало ряд материальной поддержки семей, воспитывающих инвалидов, которое включает в себя:

  • пенсия по инвалидности;
  • ЕДВ – единовременная выплата, на которую имеют шанс, как неработающие родители, так и дети. Сумма выплат не суммируется, а выплачивается отдельно каждому;
  • ежемесячные компенсационные выплаты – выплата за медицинское обслуживание и лекарства, выплаты за санаторно-курортное лечение и лечебное питание, проездной билет, компенсация ЖКУ.

Денежные выплаты положены, в основном опекающим ребенка, имеющего ограничение жизнедеятельности. Это основано на том, что лица до 18 лет не несут ответственности за денежные средства, поэтому даже деньги, начисляемые самим больным, по факту приходят родителям.

Жилищные

Обязанность государства — обеспечить человека с ограниченными возможностями оптимальными условиями проживания.

  • Первоочередное право на жилье;
  • Предоставление дополнительной площади (10 кв. метров) или отдельной комнаты для ребенка. Эти квадратные метры не считаются излишними, плата за них начисляется не более, чем в одинарном размере с учетом льгот.

Право на жилье имеют семьи с несовершеннолетними инвалидами, длительно пребывающие в арендованной, коммунальной квартире или общежитии.

На жилищный учет ставят ребенка, который имеет заболевание из списка, установленного законодательством: ВИЧ, кожные, психические патологии и так далее. Помещение дается вне очереди.

С 2005 года при подаче заявления законных представителей в органы местного самоуправления квартира положена не в собственность, а по договору социального найма (семья ставится в общую очередь). При постановке на учет до 2005 года дается первоочередное право на выделение жилья.

ВНИМАНИЕ! Основанием для получения квартиры при наличии ребенка-инвалида признано проживание на одной площади с другой семьей, имеющей тяжелого больного, что делает совместное пребывание на одной территории невозможным.

Государством также контролируются условия жизни детей. Меры по обустройству жилплощади с учетом потребностей инвалидов отражены в Постановлении Правительства РФ № 649 от 09.07.2021.

Законодательством также предусмотрено право на участок земли под:
  • Строительство;
  • Садоводство;
  • Фермерское хозяйство.

Льготы матерям, воспитывающим детей-инвалидов

Помимо всех вышеперечисленных дотаций, государственное законодательство предусматривает еще одну дополнительную поддержку детям со статусом «инвалид» и родителям, воспитывающим их.

Так, федеральное законодательство определило величину социальной дотации в сумме 2129 российских денежных единиц.

Кроме всего прочего, родители, на воспитании у кого есть дети с определенным статусом, в результате чего они не имеют возможности подобрать соответствующую работу, наделены правом на получение материальной поддержки от государства в сумме 5 500 рублей, которая определена в распоряжении Главы государства № 175.

Не следует забывать и о возможности санаторно-курортного лечения, которое предоставляется на безвозмездной основе – исключением не будет и бесплатный проезд на любом виде транспорта (общественного), как непосредственно гражданина с особым статусом, так и следующего с ним человека.

Устройство детей-инвалидов в дошкольные учреждения осуществляется в отсутствии стандартной очереди и не требует материальных затрат, при условии наличия подтверждающих это бумаг. Посещение данных обучающих и воспитательных учреждений также не сопровождается взиманием денежных средств.

Льготы согласно трудовому кодексу

Работающие родители ребенка-инвалида получают определенные льготы. Для оформления в организацию, где трудится родитель, следует предоставить заявление и к нему приложить требуемые бумаги. К последним следует отнести:

  • право на получение дополнительных выходных дней с сохранением заработной платы, количество которых не может быть больше 4 дней за один календарный месяц;
  • право на предоставление дополнительного отпуска (неоплачиваемого) длительностью не больше четырнадцати дней;
  • право на сокращенный рабочий день, которое описывает ст. 93 ТК РФ.

Помимо вышеперечисленного, родитель, воспитывающий несовершеннолетнего с определенным статусом, вправе отказаться от выезда в командировку за пределы региона, где он ведет свою трудовую деятельность, и имеет право не привлекаться к труду в свои нерабочие дни.

Предъявление документа, подтверждающего, что второй родитель не использовал перечисленные льготы, является обязательным. Оба, как мать, так и отец, за один и то же период не имеют право пользоваться одинаковыми льготами. На практике справки предоставляются в ходе календарного года.

Отказ от выезда в командировку и от трудовой деятельности в нерабочие дни является исключением из перечисленных правил. Законодательством допускается использование льготы обоими родителями единовременно.

Меры социальной поддержки родителей детей с инвалидностью

Таблица № 2 «Права семьи ребенка-инвалида в России»

Категория Особенности
На проезд Законные представители и дети могут одинаково претендовать на бесплатный проезд в городском транспорте (кроме такси), а также в пригородных электричках. Дополнительно предоставляется скидка в 50% на приобретение билетов на поезда дальнего следования
Бытовые и жилищные Право семьи ребенка инвалида на жилье дополнительно предусматривает скидки на оплату коммунальных услуг. Так, компенсировать придется только 50% от совокупных затрат на:

  • все виды коммунальных услуг;
  • отопление;
  • приобретение топлива для частных домов;
  • телефонию.

Также семья вне очереди получает земельные участки под жилое строительство или ведение сельхоз деятельности

Налогообложение Может осуществляться по следующим направлениям:

  • освобождение от транспортного налога или предоставление скидки на его уплату;
  • право получения двойного размера налогового вычета для компенсации затрат на лечение ребенка;
  • освобождение от отчислений за владение единственным жильем или одним земельным участком
Денежное обеспечение Трудоспособный опекун ребенка (законный представитель) имеет право на получение ежемесячной помощи, в связи с осуществлением ухода за человеком с ограниченными возможностями
Досрочная пенсия Обязательные условия для получения льготы:

  • минимальный возраст 50 лет;
  • накопление трудового стажа от 15 лет;
  • воспитание ребенка минимум до 8 лет.

Весь период, на протяжении которого мать/отец-одиночка ухаживали за ребенком, включается в страховой стаж с начислением пенсионных баллов

Предлагаем ознакомиться  Форма 8 - свидетельство о регистрации регистрации ребенка по месту жительства: как сделать для детского сада и школы

На медицинскую помощь и охрану здоровья

Медицинское обслуживание, лечение и реабилитация положены детям-инвалидам бесплатно (статья 13 ФЗ №181) на основании ИПРА. Образец первого листа документа изображен на фото.

Форма № 3
Форма № 3
Права на бесплатную и льготную медицинскую помощь ребенку включают:
ВАЖНО! При оформлении права на ТСР рекомендуется до МСЭ пройти узких специалистов (хирурга, ортопеда, невролога) для получения подробного описания необходимого средства.

К приспособлениям для реабилитации относятся не только инструменты для передвижения. Сюда входят литература, другие информационные носители для родителей, средства для детей с проблемами со слухом, зрением (например, таблички со шрифтом Брайля) и так далее.

Использование реабилитационной техники, протезов, протезно-ортопедических приспособлений регламентируется Приказом № 215н. Детальное описание ТСР приведено в Приказе Министерства труда №374н от 18.07.2021 года.

В зависимости от тяжести функциональных нарушений, обстоятельств болезни, группы инвалидности, ребенок частично или полностью освобождается от оплаты протезно-ортопедических изделий. Дети, пребывающие на попечительстве государства, получают их бесплатно. Ремонт также оплачивается за счет бюджетных средств.

Для реализации права законный представитель ребенка обращается с заявлением в соответствующую инстанцию (например, в Фонд социального страхования).

Определение инвалидности

Категория «ребёнок инвалид» и её критерии устанавливаются согласно ФЗ-181 (часть 3, статья 1).

Инвалидность определяется МСЭ (социальной медицинской экспертизой) на разные периоды: один, два, пять лет, до достижения совершеннолетия.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему – обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область

7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область 7 (800) 600-36-17 Остальные регионыОнлайн-консультант>>Это быстро и бесплатно!

Конкретный период отражается в справке МСЭ. По окончании определённого комиссией срока производится переосвидетельствование.

Условия признания ребёнка инвалидом:

  1. Возраст до совершеннолетия (18 лет).
  2. Нарушение здоровья, вызвавшее расстройство функций в результате болезней (из специального перечня правительственного постановления № 247), травм, дефектов.
  3. Ограничение функций жизнедеятельности (утрата возможности передвижения, самообслуживания, ориентирования); ослабление функций общения, контроля; неспособность в полной мере к труду и обучению.
  4. Потребность в мерах защиты социального характера.

Определение понятия «ребенок-инвалид»

Определение «ребенок-инвалид» доступно сформулировано в законодательном акте России и здесь же предусмотрен список лиц, которые будут соответствовать данному определению.

Постановлением Правительства за № 95 от 20.02.06 перечисляется весь список правил, по которым несовершеннолетний может быть определен инвалидом, и условия, которые для этого должны быть соблюдены.

Необходимые критерии сформулированы достаточно четко и недвусмысленно (предоставлены в свободном описании, однако без потери смысла):

  • нарушения функций организма– как наличествующие от рождения, так и полученные в ходе жизни посредством различных болезней или повреждений;
  • неспособность к самостоятельному обслуживанию, невозможность самостоятельно передвигаться, общаться, полностью или частично ориентироваться в пространстве либо как-то иначе существенно вести жизненную деятельность;
  • такая необходимость в мерах социальной защиты должна подтверждаться документально путем выдачи заключения уполномоченным органом.

Детям, не достигшим 18-летнего возраста, не присваивается определенная группа инвалидности. Говоря другими словами, несовершеннолетний гражданин приобретает исключительно статус ребенка-инвалида, в результате чего ему будут начисляться соответствующие льготы. Что касается групповой принадлежности, то ее определяют после наступления совершеннолетия.

Особенности его оформления

Необходимо обратиться в региональное отделение Пенсионного фонда РФ по месту жительства, предварительно собрав необходимые документы, написать заявление. Документы и заявление можно предоставить самому родителю (опекуну), с доверенным лицом, через интернет, используя портал «Госуслуги», по почте.

Этапы оформления пособия:

  • после установления факта инвалидности с использованием мед экспертизы поэтапно производятся такие действия: сбор пакета документов;
  • изучение документов сотрудниками ПФ РФ с вынесением решения;
  • начисление суммы пособия в установленные сроки (10 дней, как правило).

Важно! Величина пособия зависит от группы инвалидности, материального достатка семьи.

Список документов:

  • удостоверение личности с регистрацией заявителя;
  • заявление с подтверждением факта ухода за ребёнком;
  • трудовая книжка, подтверждающая отсутствие трудоустройства;
  • заключение комиссии о факте инвалидности и необходимости ухода;
  • заявление от ребёнка старше 14 лет на получение пособия;
  • удостоверение личности ребёнка;
  • СНИЛС заявителя;
  • реквизиты счёта в банке.

Особые условия работы

Родителям детей-инвалидов положены четыре дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Их можно разделить между собой в любой пропорции.

Один из родителей имеет право взять отпуск в любое удобное время. Продлить его можно на 14 дней без сохранения зарплаты — эти дополнительные дни тоже можно брать в любое удобное время, даже присоединять к основному отпуску.

Уволить родителя, в одиночку воспитывающего ребенка-инвалида, работодатель может только за грубое нарушение трудовой дисциплины — например, если тот совершил прогул или предоставил поддельные документы.

Почитайте еще о действующих льготах:

  1. Для многодетных семей в Москве.
  2. Для предпенсионеров.
  3. Для семей с ипотекой.

Перечень лиц, пользующихся льготой.

Для оформления государственной помощи, положенной на содержания ребенка-инвалида, нужно для начала приобрести данный статус официально. Для этого необходимо обратиться в МСЭК. Это медицинское учреждение дает соответствующее заключение, основываясь на ряде документов.

Порядок определения инвалидности прописан в законодательстве.

Факт определения ребенку льготного статуса происходит по некоторым установленным законодательством критериям:

  • сложности с состоянием здоровья и неправильное выполнение организмом своих функций, что было спровоцировано болезнями, травмами или дефектами;
  • неполноценное ведение жизненной деятельности – это абсолютная или частичная невозможность обслуживать себя самостоятельно, вести трудовую деятельность, общаться, передвигаться, и прочие факторы, не позволяющие полноценно существовать;
  • потребность в оказании помощи, социальной защите либо восстановлении.

Детей с ограниченными возможностями не причисляют к определенной группе, в отличие от совершеннолетних граждан. Принадлежность к какой-либо категории инвалидности осуществляется только после восемнадцатилетия, до этого момента присваивается статус до наступления совершеннолетия или улучшения состояния здоровья.

Далее в случае отсутствия улучшений присваивается инвалидность с детства и причисляется категория – I, II или III группа.

Получить такой вид государственного льготирования, как пенсия по случаю инвалидности ребенка, имеет возможность родитель, опекающее либо иное лицо, действующее по поручению предыдущих двух. Заняться оформлением пенсии можно непосредственно после получения на это прав.

Порядок защиты нарушенных прав

Для защиты нарушенных прав в зависимости от того, к какой категории они относятся, существует свой механизм.

Так, если речь идёт о защите нарушенных трудовых прав, порядок действий выглядит следующим образом:

  • получить документальное подтверждение нарушения прав;
  • обратиться в созданное в рамках организации подразделение по защите трудовых прав работников;
  • в случае отказа в предоставлении возможных вариантов разрешения возникшей конфликтной ситуации обратиться в трудовую инспекцию с заявлением о разрешении спора;
  • предоставление всех документальных доказательств имеющихся нарушений;
  • получение предписания от сотрудников трудовой инспекции о необходимости устранения выявленного нарушения (предписание составляется в трёх экземплярах – один передаётся в организацию, второй – на руки обратившемуся сотруднику, третий остаётся в архиве трудовой инспекции).
Предлагаем ознакомиться  Как взыскать неустойку с застройщика

В том случае, если исполнение предписания трудовой инспекции осуществлено не было, следует обращение с соответствующим исковым заявлением в суд.

Если речь идёт о нарушенных социальных правах, то механизм защиты выглядит аналогичным образом, но будет иметь несколько отличий:

  • первичное обращение происходит сразу в тот орган, который осуществляет обеспечение того или иного права с заявлением об урегулировании возникшего конфликта;
  • если в конкретном органе варианты урегулирования возникшего конфликта не предложены, следует обратиться в вышестоящую организацию с представлением всех имеющихся документальных доказательств возникшего нарушения;
  • третьим шагом становится непосредственное обращение в суд с исковым заявлением о разрешении возникшего конфликта, которое направляется в сопровождении с документами, подтверждающими предпринятые попытки досудебного урегулирования имеющегося конфликта.

Таким образом, механизм защиты зависит от того, какие именно права были нарушены, а также от того, готовы ли лица, которые эти права нарушили, исправить своё нарушение в досудебном порядке.

Кроме основных родительских прав, у родителей детей-инвалидов есть и специфические, которые характерны только для них. В случае, если эти права нарушены, можно добиться их защиты путём обращения в соответствующие инстанции, в том числе, в суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

7 (499) 110-86-72

Москва и область

7 (812) 245-61-57

Санкт-Петербург

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом

Первым делом, учтите, пособие по уходу за ребенком-инвалидом выплачивается только неработающим гражданам трудоспособного возраста. Родственная связь в данном случае роли не играет.

Заботиться о ребенке имеет право не только родитель, усыновитель, опекун, но и абсолютно посторонний в плане родственных связей гражданин.

Для того чтобы иметь возможность получать пособие, нужно предоставить в соответствующий орган ряд документов:

  • Заявлениеот человека, заботящегося о ребенке;
  • Паспорт заявителя и его дубликат;
  • Свидетельство о рожденииили иной документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего, нуждающегося в обслуживании;
  • Страховое свидетельство подающего заявление и гражданина, признанного инвалидом копии;
  • Заключение медиков об имеющейся инвалидности;
  • Документ из центра занятости, подтверждающий отсутствие начисленного пособия по отсутствию работы;
  • Трудовая книжка подающего заявительный документ и человека, имеющего необходимость в обеспечении ухода за ним (в случае наличия) с их копиями;
  • Данные об открытом банковском счете для перечислений денежных средств.

Пакет документов предоставляется в Пенсионный фонд. Промежуток времени, отведенный на рассмотрение бумаг, равен десяти дням. Перечисления или выплаты пособия производятся с 1 числа месяца. Компенсация затраченных средств на реабилитацию производится в месячный промежуток времени.

Права детей-инвалидов

Присвоение инвалидности ребенку осуществляется экспертной комиссией. В результате медицинского освидетельствования родителям выдается заключение, образец которого изображен на фото.

Права детей-инвалидовПрава детей-инвалидовРебенком-инвалидом признан несовершеннолетний гражданин, имеющий стойкие проблемы со здоровьем разной степени тяжести. Экспертной комиссией, наряду со свидетельством, выдается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА), где детально указываются необходимые меры по восстановлению и поддержке.

С этого момента государство гарантирует ребенку и его семье права и льготы, установленные законодательно.

Нормативное регулирование совершается на основе:

Права ребенка регламентируются также Указами Президента России, приказами Министерства здравоохранения и другой ведомственной документацией. На уровне регионов вводятся дополнительные меры соцподдержки.

Основные права ребенка-инвалида:
  • На лечение;
  • На воспитание и образование;
  • На материальную помощь и льготы;
  • На социальное обслуживание;
  • На приемлемые условия проживания;
  • На участие в культурных и общественных мероприятиях;
  • На труд.

Права и обязанности родителей детей-инвалидов — фонд "без барьеров"

Права ребёнка-инвалида в 2021 году: льготы, защита прав

Родители, согласно законодательству Российской Федерации, имеют права и обязанности по отношению к своим несовершеннолетним детям. Помимо прав, перечисленных в Семейном кодексе РФ у родителей детей-инвалидов есть особый круг прав и обязанностей, который содержится в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и других нормативно-правовых актах.

alt

Права родителей детей-инвалидов в разных сферах.

alt

Права нередко тесно связаны с определенным перечнем льгот в конкретной сфере, подробнее льготы для семей с детьми-инвалидами мы разбирали в этой статье. Кроме того, отдельно мы разбирали льготы, которые государством полагаются непосредственно детям с инвалидностью в этой статье.

ПОЛУЧЕНИЕ СТАТУСА РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Обязанности родителей ребенка с инвалидностью в-первую очередь связаны с защитой прав и законных интересов ребенка-инвалида.

Одно из ключевых прав ребенка с инвалидностью является получения статуса «ребенок-инвалид». Для этого родитель (законный представитель) должен обратиться к лечащему врачу, предоставить ему выписку из стационара, где указаны стойкие нарушения здоровья, после чего лечащий врач заполняет документы и даёт направление на МСЭ (следует отметить, что может потребоваться дополнительно пройти других специалистов, если их нет в выписке из стационара или пройти специалистов, которые подтвердят наличие стойких нарушений здоровья, в случае если выписки из стационара и вовсе отсутствуют). В случае, если родитель (законный представитель) ребенка с инвалидностью решит обратиться за направлением в ПФР или орган социальной защиты, то ему необходимо предоставить медицинский документ, подтверждающий стойкое медицинское нарушение здоровья у ребенка.

 После получения направления, проводится медико-социальная экспертиза (МСЭ), по окончанию которой выносится решение об установлении инвалидности. Ребенку выдается медицинская справка, в которой указывается группа «ребенок-инвалид» и разрабатывается ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации).

alt

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации играет важную роль для ребенка-инвалида.  В ней прописываются реабилитационные и абилитационные мероприятия, которые должны быть проведены для восстановления утраченных функций организма ребенка-инвалида и для формирования ранее отсутствующих способностей у ребенка-инвалида. Кроме того, в ИПРА содержится информация о положенном санаторно-курортном лечении, а также информация о технических средствах реабилитации (ТСР), которые полагаются ребенку-инвалиду.

alt

ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ.

Помимо льгот на оплату ЖКХ у семей с детьми-инвалидами есть преимущества при улучшении жилищных условий. Так, в каждом населенном пункте ведется учет детей-инвалидов, которым требуется улучшение жилищных условий. Отдельные списки на очередь формируются на основании заявления, которое подается родителем (законным представителем) ребенка-инвалида.  

Приказом Минздрава России от 30.11.2021г. №911н утвержден перечень заболеваний, дающим инвалидам, детям-инвалидам право на получение дополнительной жилой площади.

Помимо прочего, семьи с детьми-инвалидами вправе претендовать на получение земельного участка под индивидуальное строительство.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИВИЛЕГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Привилегии в области образования для семей с детьми-инвалидами присутствуют на всех его этапах. Дети-инвалиды имеют право на зачисление в детский сад вне очереди.  

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбирать образовательную организацию. Кроме того, у детей-инвалидов, имеющих заболевание из перечня, утвержденного Приказом Министерства Здравоохранения РФ №436н от 30 июня 2021г., есть возможность осуществлять обучение согласно индивидуальной программе на дому.

Кроме того, родители детей-инвалидов и детей с ОВЗ имеют право пройти ПМПК, получить заключение, в котором будет указана потребность ребенка в сопровождении на территории образовательной организации тьютором и/или ассистентом, что поможет лучше адаптироваться ребенку с инвалидностью / с ОВЗ.  

Предлагаем ознакомиться  Как выписать бывшего мужа из квартиры: основания и условия в 2021 году

При поступлении в высшее учебное заведение у детей-инвалидов также есть преимущественное право поступления на бюджет вне конкурса.

 ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ.

У родителей, имеющих детей-инвалидов есть особые права и в трудовой сфере, так родитель имеет право на:

alt

Кроме того, согласно ст. 64 Трудового кодекса РФ работодателю запрещено отказывать в предоставлении рабочего места по причине инвалидности ребенка. Следует так же отметить, что родитель ребенка-инвалида не обязан информировать будущего работодателя о состоянии здоровья детей и наличии у них инвалидности.

При госпитализации ребенка-инвалида в стационар или сопровождении ребенка-инвалида на санаторно-курортное лечение родитель ребенка-инвалида имеет право на оплату больничного листа.  

ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ НАРУШЕННЫХ ПРАВ.

В зависимости от сферы, в которой было нарушено законное право родителя ребенка-инвалида, существует свой механизм его защиты.

Если речь идёт о защите нарушенных трудовых прав, порядок действий выглядит следующим образом:

alt

Если речь идёт о нарушенных социальных правах, то механизм защиты будет немного отличаться:

alt

Проект реализуется при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, Гранта Фонда Потанина, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы

Правовое регулирование вопроса

Социальная защита интересов и прав детей-инвалидов направлена на формирование условий, при которых несовершеннолетний ребенок с ограниченными возможностями и его родители (опекуны) смогут финансово удовлетворить основные потребности, включая оплату медицинских услуг. Второе направление — создание условий, при которых инвалид сможет полноценно участвовать в жизни общества.

Правовое регулирование осуществляется на основании общефедеральных законов, региональных нормативно-правовых актов и международных соглашений, ратифицированных Правительством РФ.

Таблица № 1 «Законодательное регулирование»

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

Конвенция Организации Объединенных наций от 13 декабря 2006 года № 61

Программа «доступная среда» и социальная защита детей-инвалидов

Семейным кодексом установлено, что охрана и защита прав несовершеннолетних детей инвалидов — обязанность не только родителями, но также следующих категорий участников:

  • опекуны;
  • усыновители;
  • органы опеки и попечительства;
  • прокурор;
  • суды.

Защита включает представительство в юридических сделках, осуществление мероприятий, направленных на получение ребенком социальной поддержки, а также обеспечение детей всем необходимым, включая приобретение товаров и оказание внимания, заботы, ухода.

В 2021 году на территории РФ начала действовать программа «Доступная среда», реализация которой рассчитана до 2025 года. В рамках программы запланированы следующие мероприятия:

  • внесение изменений в действующее законодательство с целью повышения защиты интересов и прав инвалидов;
  • обустройство специальных медицинских центров и образовательных учреждений, реабилитационных организаций;
  • улучшение экономического положения лиц с инвалидностью;
  • подготовка специалистов, помогающим инвалидам пройти лечение, реабилитацию или адаптироваться к социальной жизни;
  • оказание помощи в трудоустройстве.

С другой стороны, программа направлена на воспитание социума, в котором инвалиду будут предоставляться общие права и, в котором люди не будут отводить глаза и игнорировать людей с ограниченными способностями. Каждый человек, в том числе ребенок, должен понимать, что ограниченно недееспособные граждане — такие же члены общества, наделенные общими правами и обязанностями.

Социальная поддержка детей-инвалидов

Дети с тяжелыми заболеваниями находятся под защитой Федерального закона N181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Постановлением правительства прописаны все права и льготы тяжело больных, имеющих инвалидность.

Основным правом, которое положено больному, является бесплатное обучение. Образование предоставляется в полной мере. Детские сады, школы, университеты дают образование больным без предоставления платы. Дети с тяжелыми заболеваниями имеют право на бесплатное надомное обучение по программе, созданной индивидуально. Семье положено получение жилплощади, при необходимости ее улучшения.

Права детей-инвалидов РФ обеспечивают качественное проживание и социализацию. Больной получает большое преимущество при посещении поликлинических и стационарных медицинских учреждений — тяжело больным предоставляются:

  • бесплатные медицинские оборудования и необходимые для удобного передвижения и работы предметы;
  • бесплатные лекарственные средства, список которых представлен в законе;
  • бесплатное посещение санаториев-профилакториев 1 раз в год;
  • получение медицинской помощи без оплаты необходимых материалов;

Помимо основных и самых необходимых возможностей, дети с особыми физическими навыками имеют ряд следующих прав:

  • получение достоверной информации;
  • занятие посильной работой;
  • социальные меры поддержки и способы реабилитации;
  • на федеральное и бюджетное снабжение;
  • участие в культурной жизни;
  • нормальные жилищные условия;
  • алименты.

Права в России, предоставленные тяжело больным, помогают им быстрее освоиться в, облегчить свою жизнь в обществе и общественной сфере.

Условия труда (особенности рабочего времени)

При заключении трудового договора по просьбе работника, имеющего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, ему может быть установлен неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя (ч.

первая ст. 93 ТК РФ, ст. 264 ТК РФ). В этом случае может быть сокращено (п. 8 Положения, утвержденнго постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г.

№ 111/8-51, далее – Положение):

– количество рабочих часов (неполный рабочий день или смена);

– количество рабочих дней в неделю (неполная рабочая неделя, например с понедельника по четверг);

– количество часов в день и рабочих дней в неделю (сочетание режимов неполного рабочего времени).

Если продолжительность рабочего дня женщины превышает 4 часа, ей нужно предоставить перерыв для отдыха и питания (п. 9 Положения).

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для сотрудников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Неполное рабочее время может быть установлено работнику, воспитывающему ребенка-инвалида, и когда трудовой договор с ним уже заключен.

В этом случае сотрудник должен написать заявление и указать в нем необходимый график работы.

После рассмотрения заявления руководителем организации с работником необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору и издать соответствующий приказ.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни возможно только с письменного согласия сотрудника, имеющего ребенка-инвалида (ст. 259 ТК РФ). При этом работник должен быть в письменной форме ознакомлен со своим правом отказаться от данного вида работы.

Целесообразно вести журнал учета работников, для которых предусмотрены льготы и дополнительные гарантии.

В нем нужно указывать вид предоставляемых гарантий и срок действия льготы (например, дату окончания инвалидности или дату достижения ребенком 18-летнего возраста).

Это облегчит работу кадровой службы при рассмотрении вопросов, связанных с привлечением сотрудников к сверхурочной работе, направлением их в командировки, с увольнением и т. п.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

  • больной имеет право на полноценное и качественное обслуживание, которое должно осуществляться родителями или опекунами;
  • сегодня государство разработало много льгот, предоставляемых ухаживающим за больным, обеспечивающим уход за детьми с физическими или психологическими отклонениями в развитии;
  • воспользоваться получением различных преимуществ имеют право все родители, обеспечивающие уход за несовершеннолетним инвалидом. Качество и количество мер социальной поддержки производится, в зависимости от тяжести заболевания ребенка.

Социальная поддержка инвалидов не обеспечивает решения всех проблем больного, однако помогает защитить и способствует большому облегчению в прохождении таких семей социального и материального барьера, складывающегося в ситуации инвалидности.

Дети – это самая незащищенная часть населения, которая требует постоянной поддержки и ухода, защиты, поэтому важно создавать и соблюдать все необходимые меры их поддержки и социализации. Особенно это касается инвалидов, они не могут постоять за себя и ответить людям.