Комментарий к проекту рекомендаций о критике

Что это такое?

Корпоративная этика содержит в своей основе ряд положений, которые определяют её сущность:

  • У сотрудников обязательно наличие некоторых ценностей, которые имеют значение и для быта, и для работы. К примеру, это может быть карьерный рост, сама работа, материальные ценности и так далее.
  • Сотрудники должны верить в успешность своего начальства и содействовать ему во всем, поддерживая наличие в коллективе взаимной помощи, выручки и поддержки.
  • Корпоративная этика подразумевает использование коллективом своеобразного языка общения, невербальных коммуникаций, жестов.
  • Каждый сотрудник и весь коллектив в целом должен правильно осознавать и использовать время, относиться к нему с должной ответственностью, соблюдать распорядок и график работы.
  • Необходимо соблюдать этикет при взаимодействии с лицами, отличающимися по возрасту, статусу, должностям, уровню образования и т. д. Следует добавить также необходимость умения избегать или быстро решать конфликтные ситуации.
  • Работники должны постоянно развиваться, проходить обучение, тренинги, передавать опыт, навыки, знания новым сотрудникам.
  • Соблюдение этики должно стимулировать работников на достижение каких-либо целей. Это осуществляется также путём распределения в соответствии с квалификацией обязанностей, выплаты премий, а также с помощью повышения.
  • Деловая этика подразумевает сохранение делового стиля в одежде и поведении, а также соответствие внешнего вида месту работы.

Именно с учётом перечисленного в организации формируются особенности корпоративной этики, причём в процессе её формирования сотрудники и этические нормы взаимно влияют друг на друга. Непременно должна присутствовать справедливость в отношении друг к другу.

Важность моральных норм на предприятии

Наличие моральных норм на любом предприятии, безусловно, важно. При соблюдении этических норм удаётся сохранить культуру общения, а также взаимопонимание. Благодаря такому поведению, коллеги будут лучше относиться друг к другу. Безусловно, важно также соблюдение таких норм при общении подчиненного и начальства.

Благоприятная обстановка на рабочем месте не может поддерживаться, если сотрудник не способен построить хорошие отношение с коллегами. Помимо этого, зная и соблюдая корпоративную этику, работник может решить или избежать ряда проблем, которые могут возникнуть в связи с осуществлением последним трудовой деятельности. В этом отличие качественного общения внутри коллектива.

При этом нужно помнить, что условия работы на каждом из предприятий специфические. Поэтому и корпоративная этика в разных организациях будет отличаться. Хотя в основе всегда будут лежать законы и общепризнанные моральные ценности. Благодаря их наличию у организации повышается рейтинг, и она становится более востребованной, поскольку высокий рейтинг и популярность обычно свидетельствуют о надёжности организации. И уже из этого вытекают качество, хороший уровень внутренней сплочённости и дисциплины.

В связи с важностью роли, которую играет на предприятии корпоративная этика, формирует такие правила руководство. Взаимоотношения руководителя и подчиненного внутри компании должны быть только служебными. Внутрикорпоративное речевое общение должно быть строгим. Следует применять этикетные нормы и придерживаться идей уважительного отношения.

Подводя итог изложенному, нужно сказать о том, что роль кодекса корпоративной этики на предприятии заключается в регламентации решения конфликтов, создании норм поведения, распространении моральных ценностей, разрешении сложных ситуаций, повышении рейтинга предприятия. Таким образом, соблюдение этикета в организации – залог её успешности.

Важные нюансы и рекомендации

Стоит помнить о некоторых нюансах и рекомендациях, которые, безусловно, следует учесть.

Корпоративную этику и правила этикета в целом выражают материальные и духовные вещи. Это, к примеру, внешний вид работников, интерьер и оформление в офисах, наличие символики, атрибутики и фирменного стиля, а также специфичность форм поощрения сотрудников. Это всё составляет культуру предприятия и характеризует его в качестве единого целого.

Следует помнить о том, что соблюдать корпоративную этику означает придерживаться установленных ограничений и норм, помнить о том, какие в организации приняты стандарты и ценности. Всё это должно выполняться каждым из работников сразу после принятия и вступления в силу соответствующих документов, в которых будут закреплены нормы корпоративной этики, а также санкции.

Последние направлены на предотвращение, пресечение и устранение последствий нарушения установленных норм. Санкции могут быть дисциплинарными, материальными или административными. Благодаря таким нормам в организации обеспечивается эффективность коммуникаций. В случае отсутствия корпоративной этики на предприятии практически неизбежны сложные ситуации, связанные с недостатком данных у руководства, накоплением негатива и отсутствием слаженности в работе.

Для обеспечения соблюдения корпоративной этики рекомендуется осуществлять некоторые действия. К ним относится аттестация, проверка на соответствие занимаемой должности, профессии. К тому же, могут проверяться на чистоту рабочие места. Проведение корпоративных мероприятий предполагает участие в них всех работников, это будет способствовать сплочению коллектива и улучшению взаимопонимания.

Состояние коллектива должно быть доведено до уровня семьи, единого организма, в котором каждый член, каждая часть стремится обеспечить благо целого. С соблюдением норм корпоративной этики работники должны раскрывать и развивать лучшие черты как у других, так и у себя.

Такие нормы и правила должны быть четкими и понятными. В этом случае они будут в полной мере соблюдаться и способствовать процветанию организации.

В следующем видео смотрите интересную лекцию о корпоративной этике.

За «принципиальную» критику

Как всегда, с интересом ознакомился с мнением уважаемого Юрия Михайловича Новолодского «Об этике внутрикорпоративной и внешней критики».

Юрий Михайлович не изменяет публичному самопризнанию в гениальности, которое мне очень симпатично. Хотя подзаголовок статьи и скромно сформулирован «Проект рекомендаций для адвокатов», сами рекомендации, будучи сводом принципов публично высказываемой адвокатами критики, несомненно, претендуют на фундаментальность и универсальность, т.е. применимость к любому адвокату и по поводу любого сделанного адвокатом (как внутри адвокатуры, так и вне ее) публичного критического высказывания.

Читайте также

С предложенными Юрием Михайловичем принципами невозможно не согласиться. Действительно, конституционная свобода выражения мнений должна быть обеспечена и в адвокатуре (принцип свободного выражения мнения). Вместе с тем критическое высказывание адвоката должно находиться, по крайней мере, в рамках общественных приличий и никак не ниже их (принцип этической приемлемости). Критикуя положение дел в адвокатуре, адвокат всегда должен заботиться о поддержании и необходимого доверия между самими адвокатами, и авторитета адвокатуры в целом как института гражданского общества (принцип сохранения внутрикорпоративного доверия и – неназванный в рекомендациях, но подразумеваемый – принцип поддержания авторитета адвокатуры в обществе). Адвокат-критик должен уважать и иное мнение, отличное от его позиции (принцип альтернативного видения критикуемых отношений. Название, на мой взгляд, не совсем удачное).

Во втором разделе рекомендаций Юрий Михайлович приводит краткий (из шести пунктов) перечень наиболее распространенных видов нарушений изложенных принципов, как то: агрессивность; распространение сведений, умаляющих честь и достоинство человека; апеллирование к биологически и социально детерминированным свойствам личности; анонимная критика и т.п. С тем, что такая – недобросовестная – критика недопустима, я целиком согласен.

В итоге после прочтения рекомендаций у меня остался без ответа единственный вопрос, связанный со словом «проект»: уважаемый мэтр предлагает этот проект для Комиссии по этике и стандартам (далее – КЭС) или вообще для Всероссийского съезда адвокатов? Либо это проект размышлений самого Юрия Михайловича, который он со своей известной интеллектуальной щедростью отдает для всеобщего неформального использования?

Предлагаем ознакомиться  Прием на работу иностранных граждан в 2021 году. Памятка для работодателей - Юридическая помощь мигрантам

Если все-таки это проект для КЭС, то у меня возникают сомнения относительно необходимости закрепления в специальном документе принципов поведения адвоката, которые (пусть и в несколько иных лексических формулах) вообще-то уже закреплены и в Кодексе профессиональной этики адвоката, и в Правилах поведения адвоката в сети «Интернет». Не приведет ли принятие еще одного нормативного документа к избыточности регулирования?

Ну а если уважаемый Юрий Михайлович просто призывает публикацией своего проекта всех участвующих в дискуссиях о судьбе адвокатуры адвокатов солидаризоваться с провозглашенными им принципами, то я согласен с его призывом допускать в адвокатуре лишь «принципиальную» критику.

Критика и ее восприятие

С этической нормой быть требовательным к другим и себе непосредственно связана одна из самых сложных и деликатных проблем служебной этики — проблема правильного отношения к критике. Служебная этика предписывает поддерживать критику сверху и снизу. Еще Конфуций советовал подбирать на службу не угодливых людей, а тех, кто имеет собственную позицию, принципиален в отстаивании своих взглядов. Однако, как свидетельствуют факты, люди чаще всего болезненно воспринимают критику, считая абсолютно правильным свое мнение, что во многом объясняется особенностями человеческой природы. Именно поэтому важно научиться правильно относиться к критике и по возможности конструктивно воспринимать критические замечания в свой адрес.

С целью адекватного и правильного восприятия критики рекомендуется всегда помнить, что[1]:

  • • нет бесполезной критики, она является формой помощи в решении возникающих проблемных ситуаций;
  • • необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме;
  • • основной принцип восприятия критики — «все, что я делал, я мог бы делать лучше»;
  • • наиболее ценная критика направлена на несовершенство того, что кажется нормальным;
  • • отсутствие критики является показателем пренебрежения или неверия в способность ее нормального восприятия;
  • • критика позволяет выяснить и лучше понять отношение критикующего к другой стороне;
  • • необходимо поддержать попытку критикующего конструктивно разобраться в деле, даже если он ошибается.

Этика деловых отношений подразумевает проявление взаимного уважения, учет особенностей психологической реакции людей на различные отклонения от обыденного хода рабочего процесса и взаимоотношений в его рамках.

В таких ситуациях крайне важно понять причину ошибок, проанализировать их и постараться избежать в будущем. Одним из способов решения подобных проблем является критика.

Критика может быть причиной обострения отношений внутри коллектива, но может являться средством улучшения отдельных сторон профессиональной деятельности, повышения исполнительности сотрудников и их дисциплины.

Слово «критика» с греческого языка переводится как «искусство разбирать и судить», современное же ее толкование: «анализ, разбор, обсуждение».

Критика — явление многоплановое. Критиковать могут начальник подчиненного, равный равного и подчиненный начальника.

В процессе профессиональной деятельности многие сотрудники сталкиваются с необходимостью, а в раде случаев и с желанием высказать критические замечания в адрес своих сослуживцев, участников деловой беседы, партнеров по переговорам и т. д. Многие специалисты, даже не находясь формально в ранге руководителя, должны выполнять ряд организационных, контрольных функций, связанных с необходимостью критического разбора выполняемых другими сотрудниками задач. Кроме того, в процессе совместной работы, совещания, переговоров у одной стороны возникают претензии к другой стороне, к внешнему окружению. Причем критика может быть вызвана как объективной, так и субъективной необходимостью. Объективная необходимость определяется отклонениями от формальных, организационно регламентированных процессов профессиональной деятельности, несоблюдением со стороны исполнителя каких-либо инструктивных предписаний. Если подобная взаимосвязь действий и регламентов не просматривается, то в этом случае можно говорить о субъективной необходимости критики. Другими словами, она определяется личностным восприятием руководителя той или иной производственной ситуации. К субъективной необходимости критики можно отнести также несоблюдение кем-либо этических норм и правил поведения. Нередко встречается тот факт, что критика становится самоцелью, при этом человек не задумывается над ее результатами и позитивным влиянием на сложившуюся ситуацию. В данном случае критика рассматривается как средство снятия нервного напряжения, причем критикующей стороной не берется во внимание, каким образом это сказывается на критикуемом.

Вышесказанное указывает на то, что критика является достаточно сложным, ответственным элементом делового общения, часто приводящим к противоречивым последствиям. Критиковать и воспринимать критику тоже нужно уметь.

Сталкиваясь с объективной или субъективной необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, надо проявлять максимальную осторожность и корректность. На основе опыта человеческого общения выработаны правила критики, несоблюдение которых сводит на нет усилия, направленные на критический разбор ситуации. Игнорирование, а чаще незнание правил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны возникает обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно. Соблюдение этических норм и правил критики вряд ли способно полностью устранить ее негативное воздействие на психическое самочувствие и настроение критикуемой стороны, но может помочь сохранить нормальные взаимоотношения между сотрудниками. Правила критики направлены на повышение ее конструктивности и восприимчивости. Во многих случаях важным является не только соблюдение правил критики, но и общая последовательность их применения в процессе беседы.

Существует несколько основных классификаций критики, но с позиций делового общения большинство авторов выделяют деструктивную и конструктивную критику. Различие между ними выражается в эмоциональной насыщенности, переходе на личности, использовании необоснованных обобщений и т. п.

Деструктивная критика — одна из наиболее опасных линий поведения. Она снижает самооценку, обедняет собственный образ человека, подрывает результативность его дела. Человек начинает заниматься самоуничижением, приходит в напряженное состояние и постоянно совершает ошибки в той самой области, в которой был подвергнут критике. Он может вовсе отказаться от повторения попыток и прекратить данное занятие.

Деструктивная критика заставляет человека чувствовать себя некомпетентным и неполноценным. Он начинает злиться, обороняться, упорствовать или вовсе пытается устраниться. Деструктивная критика является корнем множества личностных проблем и враждебных отношений между людьми. Она оставляет след в виде сломленного духа, деморализации, злости, негодования, сомнений в себе и ряда негативных эмоций. Деструктивная критика основана на личных взаимоотношениях, часто на чувстве мести, она может использоваться как инструмент выражения недовольства или гнева.

Если критика не приводит к улучшению ситуации, не повышает самооценку и представления об уровне собственной эффективности, значит, она является не чем иным, как деструктивным актом самовыражения, предпринятым против того, кто не в состоянии дать отпор.

Конструктивная критика — это критика, которая указывает на недостатки в действиях кого-либо и обязательно основана на соблюдении этических норм и правил с целью привести к результатам более высокого качества.

Основные формы конструктивных критических оценок в ситуации переговоров, беседы или совещания в деловом общении[2]:

  • • критика-похвала;
  • • критика-стимул;
  • • критика-надежда;
  • • критика-озабоченность;
  • • критика-укор;
  • • критика-вопрос;
  • • критика-безличность;
  • • критика-недоверие;
  • • критика-соучастие;
  • • критика-аналогия;
  • • критика-сопереживание;
  • • критика-сожаление;
  • • критика-смягчение;
  • • критика-удивление;
  • • критика-предупреждение;
  • • критика-требование;
  • • критика-подбадривание;
  • • критика-опасение;
  • • критика-замечание.

Многообразие форм конструктивной критики свидетельствует о ее огромных возможностях, если она преподнесена в корректной форме.

Предлагаем ознакомиться  Как зарегистрировать брак с осужденным в 2021 году: документы, порядок и условия

Конвертирование критики из деструктивной в конструктивную ведет к:

  • • снижению психоэмоционального напряжения в коллективе;
  • • мотивированию подчиненных на решение проблемы и преодоление трудностей;
  • • конечной продуктивности управленческой коммуникации и делового общения в целом.

Существуют следующие способы конвертации в конструктивную критику[3]:

  • обдуманно выбирайте время и место для критики. Обычно лучше всего высказать критику сразу же, по факту, чтобы человек в точности знал, о чем вы говорите, и не должен был рыться в памяти в поисках ответа. Однако если присутствуют другие люди, убедитесь, что можно отойти в сторону, чтобы приватно и тихо поговорить, и выделите достаточное время, чтобы обсудить тему;
  • защитите достоинство собеседника. Обращайтесь с ним мягко;
  • сконцентрируйтесь на будущем, а не на прошлом. Поговорите о том, что можно сделать теперь;
  • концентрируйтесь на поведении или на результате. Но не на человеке;
  • говорите о себе как об источнике чувств. Это сделает ваше послание более рациональным, так как вы принимаете на себя ответственность за внесение изменений в поведение другого человека;
  • используйте молчание. После произнесения основного критического замечания, которое, конечно же, должно быть честным, ясным и разумным, дайте человеку шанс ответить вам. Ему может понадобиться время на обдумывание ответа. Не пытайтесь постоянно задавать вопросы или высказываться, поскольку этим вы только снизите силу основного критического замечания;
  • точно договаривайтесь о том, что собираетесь менять, когда и насколько. Будьте конкретны, ориентируйтесь на будущее и на поиск решения, не обобщайте, говорите о фактах, а не о мнениях, комментируйте поведение, а не личность;
  • предлагайте помощь. Будьте готовы продемонстрировать человеку, что и как делать. Когда вы выступаете в роли руководителя, одной из ключевых ваших задач является обучение. Вы не должны ожидать, что кто-то станет делать что-то раньше, чем вы покажете, как именно это следует делать;
  • предположите то, что человек хочет хорошо выполнить работу. Что он сделал что-то не так по ошибке, а не намеренно. Проблема заключается лишь в недостатке навыков, неполной информации или непонимании;
  • всегда старайтесь закончить разговор на позитивной ноте. Как только вы убедились, что вас услышали и поняли, как только вы сошлись на каких-то изменениях, выскажите удовлетворение от достигнутого понимания.

Приведенные способы снижают вероятность того, что критикуемая сторона неправильно среагирует и испытает раздражение и обиду.

Приведенные правила могут предусматривать некоторые исключения. Так, например, в ряде случаев бывает оправдана критика при свидетелях с привлечением силы общественного мнения, авторитета коллектива для воздействия на того или иного сотрудника.

Важно не только правильно относиться и воспринимать критику, прислушиваться к критическим замечаниям, но и знать основные правила критики. В учебнике «Управление персоналом организации» (под ред. проф. А. Я. Кибанова) представлены в виде рисунка основные правила критики и рекомендуемая последовательность их применения. Как считают авторы учебника, во многих случаях важным является не только соблюдение правил критики, но и общая последовательность их применения в процессе беседы. Нарушение этой последовательности может привести к снижению эффективности восприятия критики. Как видно из приведенных правил критики[4] (рис. 8), главное условие

Основные правила конструктивной критики

Рис. 8. Основные правила конструктивной критики

любой критики — максимальная осторожность и корректность, уважение к человеку, готовность помочь ему найти решение по выходу из сложившейся ситуации.

Эти правила могут быть сведены к следующему:

• критикуйте действия, но не человека. Не задевайте его чувство собственного достоинства;

  • • никогда не идите на поводу у своих эмоций;
  • • критические замечания необходимо перемежать похвалами, одобрением других поступков или качеств критикуемого;
  • • дайте критикуемому возможность объяснить свои действия, выслушайте его версию;
  • • никогда не решайте заранее, кто прав, кто виноват. Не зная досконально обстоятельств дела, не давайте себе установку на результат критического разговора, типа — выговор, увольнение и т. д. Сохраняйте объективность при выявлении виновных, чтобы не пришлось извиняться.

В результате соблюдения этих правил удается избежать неприятного накала эмоций, вызванных критическим замечанием, и направить беседу в русло спокойного обсуждения с целью найти решение проблемы.

Критикующий независимо от своего эмоционального состояния должен вести себя дружелюбно, поздороваться и начать разговор о положительных личностных и деловых характеристиках приглашенного, проанализировать сущность допущенного нарушения, просчета и сделать соответствующие выводы, определить необходимые санкции, не забыв упомянуть о достоинствах критикуемого, которые не позволят допустить подобного впредь.

Тем, кого критикуют, стоит помнить следующее:

  • • критикуют только того, в чьи способности выправить положение верят;
  • • если вы сдержанно, по-деловому относитесь к критике, значит, вы — сильная личность; признавая критику, вы берете на себя ответственность за исправление отмеченных недостатков;
  • • наиболее благоприятное впечатление производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства относительно того, что будет сделано для улучшения дела с конкретным указанием сроков и реальных возможностей;
  • • отказ от критики затрудняет преодоление недостатков.

Реакция на критику зависит от двух факторов: кто критикует

и насколько это справедливо.

Если критикует равноправный. В этом случае нужно для себя определить, насколько важны отношения и стоит ли их сохранять. Критикующего можно смело поставить на место, если он превышает свои полномочия, а тем более если он не компетентен в вопросе. Если же отношения важны, нужно занять дружественную позицию, выяснить, что послужило причиной критики, попросить совета и поблагодарить за помощь.

Если критикует начальник. В этом случае поведение зависит от того, насколько справедлива критика.

Если человек замечает за собой болезненное отношение к критике, стоит задуматься, почему так происходит, и разобраться в себе. Возможно, что критика справедлива, но из-за своей сверхчувствительности он не в состоянии перевести разговор на конструктивный уровень.

Нужно постараться в сказанном критикующим отделить эмоции от смысла и попытаться взглянуть на ситуацию со стороны. Можно нейтрально прокомментировать слова критикующего, при этом мимика должна быть ровной, движения спокойными, а тон голоса пониженным, успокаивающим, но не заискивающим. Не следует быть категоричным и доказывать свою абсолютную непогрешимость, всегда найдется что-то, что может обернуться поводом для новой критики. Чтобы не идти на поводу у критикующего, следует научиться смотреть на ситуацию глазами стороннего наблюдателя,

От реакции на критику будет зависеть, как продолжится общение с критикующим. Это особенно важно, если критикует начальник. Не стоит обвинять других или считать, что ситуацию исправить невозможно. Следует помнить, что результаты общения зависят от двух сторон, и если один не владеет собой, то задача другого не победить во что бы то ни стало, а постараться достичь компромисса или помочь снять эмоциональное напряжение.

Случается, в качестве защиты провинившийся работник избирает и противоположный метод — молчание. Подобная ситуация намного сложнее, ведь враждебно настроенный сотрудник дает хоть какую-то информацию, пусть отрицательно заряженную. Молчание в данном случае — не всегда знак согласия с критикой. Оно может скрывать гнев, страх, злобу. Если терпение руководителя уже иссякло и назревает конфликт, ему необходимо высказать свою точку зрения и попросить ее прокомментировать.

Предлагаем ознакомиться  Ордер на квартиру: где получить, как восстановить если утерян?

Бывает и так, что критикуемый соглашается с руководителем, а потом продолжает свою линию поведения. Причина может быть в том, что он просто не в состоянии выполнить порученное задание, а соглашается с руководителем, потому что не может обидеть его отказом. Подобные люди хотят всем угодить, всем понравиться, и эта потребность для них важнее, чем реальная оценка своих возможностей. Противоположность таким сотрудникам составляют скептики, которые негативно относятся ко всем и всему. Эти люди, как правило, имеют глубоко скрытый внутренний конфликт, из-за которого считают себя недооцененными, причем не только на работе, но и в жизни. Нет необходимости переламывать подобный пессимизм: как правило, скептики сами критикуют выполняемую ими работу.

Существуют люди, которые считают, что виноваты все вокруг, но сами они совершенны и абсолютно не понимают, почему их так критикуют. Их оборона — жалобы. Руководитель обязан выслушать их, не спорить и не комментировать, а затем переключить на решение проблемы и оговорить сроки. Четко очертите задание, за которое отвечает любитель пожаловаться.

Любая критика является формой помощи (пусть даже несколько специфической) в решении возникающих в процессе профессиональной деятельности проблем. К сожалению, зачастую критикующая сторона выбирает не совсем подходящие с этической точки зрения способы разбора проблем. В свою очередь, критикуемая сторона также может неадекватно отреагировать. Вот почему умение критиковать и выслушивать критику так необходимо любому человеку независимо от положения критикующей или критикуемой стороны.

Все правила критики основаны на этических нормах, которые подразумевают уважительное отношение сторон и нацеленность на решение проблемы.

Необходимо воспринимать конструктивную критику с благодарностью (как бы это ни казалось трудным и неестественным), ведь критикующий человек тратит свое время и усилия на прояснение ситуации.

Особенности восприятия критических замечаний

Листок с исправлениями и пометами
Указание на минусы и недостатки, доказательство и примеры ошибок

Критика воспринимается более спокойно, когда выступает в щадящей форме и следует алгоритму:

  1. Первый этап: создание позитивного настроя, перечисление положительных моментов в проделанной работе, отчёте, похвала и высокая оценка приложенных усилий,
  2. Второй этап: непосредственно критика, указание на минусы и недостатки, доказательство и примеры ошибок,
  3. Третий этап: обратная связь, ожидание реакции и ответ на неё,

На всякий случай… Реакция на критику может быть различной: адекватная – в этом случае устанавливается визуальный контакт и критикуемый спокойно соглашается с необходимостью дальнейшей работы – или неадекватная – уход в обиду или агрессию, тогда критикующему необходимо сгладить негативные реакции и применить психологические приёмы, чтобы не допустить развития конфикта.

  1. Четвёртый этап: предложение помощи или эмоциональная поддержка, формулирование пожеланий или уверенности в том, что дальнейшие результаты будут выше и качественнее.

Правила этикета

К правилам этикета на большинстве предприятий относят:

  • Характеристику компетенции – сотрудники должны быть профессионалами своего дела с должным уровнем соответствующего образования, опытными, способными к принятию решений, умеющими проявить инициативу, ответственными и дисциплинированными.
  • Наличие честности и непредвзятости – важнейшие характеристики, от которых зависит деловая репутация предприятия. В соответствии с ними, в организации не должен возникать конфликт интересов.
  • Ответственный подход к деятельности – хорошее качество работ, услуг, товаров.
  • Уважительное отношение к человеку как к носителю прав и свобод, как к личности. У сотрудников, несомненно, имеются права и обязанности, которые неотъемлемы. Не допустима дискриминация по каким-либо признакам.
  • Характеристику патриотизма – стремление работать на благо предприятия и государства в целом.
  • Гарантия безопасности – конфиденциальная информация не должна распространяться, деятельность каждого работающего должна быть направлена на развитие и сохранность предприятия. Организация должна заботиться о том, чтобы работники трудились в максимально безопасных условиях.
  • Забота о благополучии – направленность на получение материальных благ, удовлетворение потребностей.
  • Наличие гибкости – мир вокруг постоянно изменяется, поэтому необходимо своевременно откликаться на такие изменения, адаптироваться и уметь импровизировать, если есть необходимость. Здесь стоит отметить умение работать в команде над решением неожиданных проблем для того, чтобы общие цели всё же были достигнуты.
  • Гармоничность и баланс – даже разносторонние аспекты должны находиться в равновесии друг с другом, обеспечивая эффективность предприятия в целом. Благодаря этому работа в организации не будет прекращаться даже при внештатных ситуациях.

Нужно наличие творческого подхода и образовательной составляющей.

Помимо изложенных основ к правилам этикета относят также нравственные качества и принципы, которые служат базисом для корпоративной этики. К ним относятся:

  • отзывчивость;
  • доброжелательность;
  • порядочность;
  • скромность;
  • открытость;
  • внимательность;
  • честность;
  • способность адекватно реагировать на критику.

Основные понятия управленческого поведения индивидуальны для каждого начальника. Это достаточно сложная наука, и нет какой-то универсальной линии поведения. Определение корпоративности размыто.

Роль и общие принципы критики

Руководитель критикует подчиненного
Конструктивная или позитивная критика – это всегда называние, проговаривание недостатков в работе коллег и подчинённых

Конструктивная или позитивная критика – это всегда называние, проговаривание недостатков в работе коллег и подчинённых. Её роль заключается в указании на важные конкретные ошибки в результатах работы, недочёты в процессе, некорректность поведения или несоблюдение правил или условий.

Советы для того, кого критикуют

Начальник за столом вместе с работником обсуждают вопрос
С достоинством и самоуважением отстаивать право на неприкосновенность личности

Обязательно: не допускать критиканства или псевдокритики как от начальства, так и от коллег, с достоинством и самоуважением отстаивать право на неприкосновенность личности и требовать оценки деятельности, выполненных заданий или распоряжений.

Необходимо: осознать, что конструктивная и позитивная критика деятельности работника – это главный критерий того, что его принимают всерьёз и начальник или коллега уверен в том, что недочёты невелики и ошибки исправимы.

Желательно: соглашаться с критикой, благодарить за рекомендации и советы, задавать вопросы, если есть необходимость уточнить детали изменений и корректировок.

Можно: предоставить свое видение ситуации, защитить свою позицию, доказать верность своих подсчётов, предположений или выводов.

Нельзя: эмоционально или агрессивно отвечать на конструктивную критику, демонстрировать критикующему недовольство или обиду.

Умение критиковать и способность воспринимать критику адекватно – условия успешной работы в современном офисе. Деловой этикет, здравый смысл и опыт помогут избежать грубых ошибок и выработать оптимальные механизмы для различных ситуаций и коллективов, однако самоуважение и самокритика – немаловажные индивидуальные черты, необходимые как для топ-менеджера, так и для пока незначительного клерка.

Советы для того, кто критикует

Критикующим может выступить руководитель или более опытный коллега, однако в первую очередь и тот, и другой должны быть уверены, что обладают достаточной компетенцией и профессионализмом, так как их задача – не столько отметить недостатки, сколько указать на возможности их исправления и реальные позитивные результаты в итоге работы и корректировки ошибок.

Необходимо: решить, насколько необходима критика и в каких объёмах её изложить, а также подумать, есть ли способы обойтись без неё.

Желательно: дождаться адекватной обратной связи, дать возможность критикуемому защитить свой труд и работу.

И такое может быть… Квалифицированный критик может ошибаться более квалифицированно. Манфред Хинрих.

Можно: советовать, предлагать пути решения, подсказывать возможные варианты.

Нельзя: повышать голос, проявлять агрессивность и эмоциональность, выражать недовольство поведением критикуемого или другие негативные реакции.