Договор буксировки. — ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Договор буксировки.

Буксировка судна, плота, иного объекта осуществляется морским или внутренним водным транспортом.

Согласно ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в соответствии с договором буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект (буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее.

Договор буксировки может быть как реальным, так и консенсуальным (в зависимости от обязанности предъявить буксируемый объект до заключения договора), является возмездным, двусторонним.

Сторонами договора являются буксировщик — владелец буксирующего судна и отправитель — владелец буксируемого судна.

Договор заключается в письменной форме. Заключение договора на внутреннем водном транспорте подтверждается транспортной накладной, и оформленными на основании такой накладной дорожной ведомостью и квитанцией о приеме буксируемого объекта для буксировки.

Договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме. Соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно быть заключено в письменной форме (п. 2 ст. 227 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Различают договоры буксировки, заключаемые морским и внутренним водным транспортом. По договору буксировки морским транспортом выделяют: морскую буксировку и портовую буксировку.

По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ).

Договор об организации перевозок имеет характер предварительного договора (ст. 429 ГК РФ), на основании которого заключаются конкретные договоры перевозки грузов.

Сторонами договора выступают перевозчик и грузовладелец.

В договоре об организации перевозки грузов определяются:

  • — объемы;
  • — сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки;
  • — порядок расчетов;
  • — иные условия организации перевозки.

В зависимости от вида транспорта договоры об организации перевозок делятся на:

  • — годовой договор (автомобильный транспорт);
  • — долгосрочный договор (морской транспорт);
  • — навигационный договор (внутренний водный транспорт);
  • — специальный договор (воздушный транспорт).
Предлагаем ознакомиться  Приложение. Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы | ГАРАНТ

К примеру, в годовом договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков. По годовому договору на перевозку грузов автомобильным транспортом автотранспортное предприятие или организация обязывается в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В годовом договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков.

На железнодорожном транспорте в соответствии со ст. 10 Устава железнодорожного транспорта РФ грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок.

Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.

В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок. Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки.

Отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции, регулируются гл. 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

По договору транспортной экспедиции оказываются экспедиционные услуги, которые включают в себя услуги по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

Существенным условием договора являются экспедиционные услуги, к которым относятся:

  • — организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • — заключение экспедитором от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • — обеспечение отправки и получения груза;
  • — другие услуги, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как:

  • — получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • — выполнение таможенных и иных формальностей;
  • — проверка количества и состояния груза;
  • — его погрузка и выгрузка;
  • — уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • — хранение груза;
  • — его получение в пункте назначения;
  • — выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Форма договора транспортной экспедиции должна быть письменной.

Предлагаем ознакомиться  Таблица 1.10. Перечень, физико - химическая характеристика и состав отходов Приказ МПР РФ от 11.03.2002 N 115 Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.07.2002 N 3553)

Экспедитор имеет право:

  • — отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента;
  • — выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента;
  • — удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов;
  • — не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей;
  • — проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов.

Экспедитор обязан:

  • — оказывать услуги в соответствии с договором;
  • — уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным;
  • — экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, — предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством РФ о защите прав потребителей;
  • — при приеме груза — выдать клиенту экспедиторский документ;
  • — сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции в отличие от ответственности перевозчика наступает независимо от наличия вины. Однако если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (т.е. наступает при наличии вины).

Экспедитор несет ответственность при наличии вины за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Основания и размер ответственности определены ст. 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Экспедитор несет ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить, устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

  • — за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
  • — за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
  • — за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
  • — за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная стоимость груза, а при не возможности восстановления поврежденного груза в размере действительной стоимости груза.
Предлагаем ознакомиться  Декларация о потреблении энергетических ресурсов. Часто задаваемые вопросы – 2020 - ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ»

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, а также упущенную выгоду.

Клиент имеет право:

  • — выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
  • — требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
  • — давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Клиент обязан:

  • — своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля;
  • — уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Ответственность клиента перед экспедитором заключается в следующем (ст. 10 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»):

  • — в случае непредоставления необходимой информации клиент несет полную ответственность перед экспедитором, а именно в размере убытков, причиненных экспедитору;
  • — при необоснованном отказе клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% суммы этих расходов;
  • — клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 1/10 процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Как и в отношении договоров перевозки, по договору транспортной экспедиции при предъявлении клиентом иска в суд должен быть соблюден претензионный порядок. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Особенностью расторжения договора транспортной экспедиции является возможность одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок, с возмещением убытков, вызванных расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).